Рубрики:
- Новости
- События
Ретроспектива швейцарского режиссёра Алена Таннера пройдёт в кинотеатре «Победа» с 9 по 13 сентября
02.09.2024
В программе 7 редких фильмов, определивших лицо швейцарского кинематографа.
Кино Алена Таннера утверждается на перекрёстке двух моментов истории. Первый момент — политический. Действия его фильмов укоренены в «мае 68-го», в этой неудавшейся революции, которая по итогу обернулась грандиозным зрелищем, а не подлинным бунтом. Второй момент — художественный. Фильмы Таннера совпадают с возникновением «новых кинематографий» — явлением 1965–1975 годов, когда на свет вышли такие радикальные режиссёры, как Глаубер Роша, Миклош Янчо, Ежи Сколимовский, Марко Беллоккио. Несмотря на совершенно разные стили и подходы, этих авторов объединяет общая эстетическая основа: они не занимаются ироничным или маньеристским «постмодерном», который случится позже, а ищут соответствия между изобретённым языком и новым миром, родившимся в послевоенный период. Все они создавали кино, опираясь на опыт своей странны (пылающая Бразилия Роша, политизированная Венгрия Янчо, бунтующая Италия Беллоккио и т. д.) Ален Таннер отражал своими фильмами мир, изначально имевший недостатки: мир Швейцарии.
Таннер — фигура парадоксальная. С одной стороны, его фильмы бросали вызов буржуазной апатии и пробуждали «самодовольную швейцарскую нацию, уснувшую от поверхностной идеологии нейтралитета». С другой, несмотря на свою радикальность, Таннер был поэтом одиночества, тоски и пустоты. Швейцария в его фильмах — это земля «без истории», безучастная страна «часов с кукушкой». У персонажей Таннера, разочарованно слоняющихся по холодному пространству, нет никакой определённости и никакой цели — всех их объединяет непреодолимая тоска. Тоска по утраченным идеалам, тоска от невозможности опереться на традицию, тоска — как альтернатива комфорту и потреблению.
Программа
Все фильмы демонстрируются на языке оригинала с русскими субтитрами.
9 сентября, 19:00
На расстоянии световых лет
Les années lumière · 1981 · Швейцария, Франция · 1 час 54 минуты · 18+
В ролях: Тревор Ховард, Мик Форд, Бернис Стиджерс, Анри Вирложё, Одиль Шмитт
Молодой бродяга встречает странного старика, который утверждает, что птицы научили его летать…
«На расстоянии световых лет» — экранизация романа «Дикая дорога» (1974) швейцарского писателя Даниэля Одье (род. в 1945). Лента получила Гран-при жюри Каннского кинофестиваля в 1981 году, а также принимала участие в конкурсной программе Чикагского кинофестиваля.
Прибегая к символам, аллегориям и прочим (не слишком кинематографическим) способам воздействия, Ален Таннер продолжает свою песнь о пустоте загадочно, но увлекательно. На этот раз перед нами аскетичное кино с минимумом реплик, экзистенциальное размышление о разрыве с обществом и стремлении к свободе. Сюжет «На расстоянии световых лет» отсвечивает жестокостью древнегреческих трагедий. В центре событий — обречённый на неудачу вызов Небу и Творцу. Но не только это. Странная кинопритча метафорическим языком рассказывает о земных проблемах существования творческого человека, который часто противостоит сложившемуся мироустройству. Как будто ограждая творческих людей от «наказания», Таннер показывает зрителю чем чреват отказ от общества. Превращаясь в индивидуализм, а затем в гордыню, он вызывает деградацию и наказывает обладателя за неправильное видение этого мира. Таннер наблюдает, созерцая. Убрав ненужные разговоры, он намеренно обращается к мифологии, общается знаками и символами. А это провоцирует на прочтение соответствующих материалов и превращает фильм в тот вид искусства, для понимания которого недостаточно просто посмотреть — нужно углубиться.
10 сентября, 18:45
Чандигарх
Une ville à Chandigarh · 1966 · Швейцария · 52 минуты · 18+
В ролях: Бетти Шнайдер, Джани Эспозито, Франсуаз Прево, Даниэль Кроэм
Документальный фильм рассказывает о Чандигархе, городе в Индии, целиком спроектированном легендарным швейцарским архитектором Ле Корбюзье.
Работа началась в 1951 году, и у Ле Корбюзье был карт-бланш на применение своих урбанистических концепций. В момент съёмок фильма, в 1966 году, строительство города еще не было завершено, но в нем уже проживало 120 000 жителей.
Вместе с искусствоведом Джоном Бёрджером, Таннер приехал в Чандигарх, чтобы изучить жизнь обычных людей: рабочих, женщин, мужчин, стариков и детей на строительных площадках и попытаться понять, как люди изменили облик города.
10 сентября, 18:45
Шарль мёртв или жив
Charles mort ou vif · 1969 · Швейцария · 1 час 34 минуты · 18+
В ролях: Франсуа Симон, Мари-Клер Дюфур, Марсель Робер, Андре Шмидт, Майя Симон, Жо Экскофье
50-летний Шарль Де — владелец семейной часовой фабрики — внезапно решает отойти от дел. Пытаясь разорвать связи с угнетающей его жизнью буржуа из высшего общества, он уходит из дома, исчезая из поля зрения компаньонов и семьи в лице своего сына Андрэ, амбициозного и жаждущего завладеть фамильным предприятием со 100-летней историей. Поселившись в отеле, Шарль знакомится с молодой парой, ведущей богемный образ жизни и живущей случайными заработками: художником Полем и дочерью судьи Аделиной, и вскоре переезжает к ним. Проводя дни за чтением книг и разговорами со своими новыми друзьями и дочерью Марианной, единственной, кому известно о его местонахождении, Шарль пытается осмыслить пустоту своей жизни и обрести в ней новый смысл, от которого он отказался в молодости в угоду довлеющего семейного уклада…
Этот первый полнометражный фильм Алена Таннера положил начало тому, что когда-то называлось «новым швейцарским кино», своего рода «новой волной» (в которую также вошли Мишель Суттер и Клод Горетта), полной либертарианской и бодрящей свежести. Именно в контексте студенческих волнений в мае 1968 года в Париже и был задуман фильм. По словам самого Таннера, он хотел отразить подоплёку этих событий, о которых делал репортажи для швейцарского телевидения. 40-летнего режиссёра мало волновали политические заявления воинственно настроенной молодёжи, его внимание привлекли люди гораздо более старшего поколения, оказавшиеся среди демонстрантов. Эта картина — смесь иронии и пессимизма, вроде зимней стужи и снега, окутывающего действие. «Шарль жив или мёртв» — во многом набросок «Саламандры», снятой Таннером двумя годами позже; фильм, прежде всего, позволяет оценить талант Франсуа Симона, прекрасного актёра и человека театра.
11 сентября, 18:00
Призрачная долина
La vallée fantôme · 1987 · Франция · 1 час 45 минуты · 18+
В ролях: Жан-Луи Трентиньян, Джейкоб Бергер, Лаура Моранте, Кэролайн Картье, Рэймонд Серра, Джейн Хольцер
Поль, умудрённый творческим и житейским опытом, уставший, слегка циничный, стареющий режиссёр, должен снять фильм. О чём — не знает… Где — тоже не знает… Однако он знает, что как только найдёт на главную роль идеально подходящую актрису, её образ и личность как раз и определят содержание кинокартины. Многие исполнительницы приходили на кинопробы, но… Внезапно он находит среди старых фото ту, которую искал. Они были когда-то знакомы, но она давно ушла из мира кино и связь с ней потеряна.
Поль отправляет Жана, молодого парня, выпускника Нью-Йоркской школы кино, уговорившего взять его в ассистенты, на поиски этой актрисы. Жан находит её в маленьком итальянском городке, героиня работает там в скромном ресторанчике и возвращаться в кино не собирается… Этот изысканный таннеровский шедевр — о попытках человека вновь обрести потерянное вдохновение, о сложных онтологических связях между искусством и жизнью, ну и о любви, конечно… Жан-Луи Трентиньян будет нашим проводником в путешествии по «Призрачной долине».
11 сентября, 20:15
Реквием
Requiem · 1988 · 1 час 40 минут · 18+
В ролях: Фансис Фраппа, Андре Маркон, Александр Злото, Сесиль Тэннер, Зита Дуарте
Главный герой Поль ожидает встречи с призраком великого португальского писателя Фернандо Пессоа в Лиссабоне. Пока герой ждёт, перед ним проходит целая вереница людей из прошлого и настоящего.
Фильм снят по одноимённому роману 1992 года итальянского писателя Антонио Табукки (1943–2012). Это роман-путешествие, роман-галлюцинация, роман-заклинание… Реквием как прощание с призраками любимой женщины, отца, друга, поэта, дома и города. Балансируя на грани между сознанием и подсознанием, реальности и сна, герой романа вдруг оказывается, сам не понимая как, в центре пустынного и знойного Лиссабона в последнее воскресенье июля. Он знает, что ему предстоит выполнить несколько задач, по крайней мере — одну, последнюю, встретиться с одним знаменитым персонажем, давно пропавшим, который, как и все призраки, должно быть явится в полночь. И тогда он отдаётся воле случая, логике свободных ассоциаций подсознания. В течение одного дня он вновь проживает несколько важных этапов своей жизни, пытаясь развязать запутанные «узлы» в галлюциногенном состоянии. Галлюцинация, путешествие, сон длятся двенадцать часов, в течение которых перед ним в сжатой форме проходит целая жизнь: прошлое и настоящее переплетаются, мёртвые и живые встречаются в одном и том же городском пространстве, а знакомые места словно застывают во вневременном измерении.
«Реквием» Антонио Табукки — своеобразный дневник и в то же время посвящение Португалии, стране, которая ему столь глубинно близка и которой он так близок. Настолько, что этот роман он написал по-португальски… Таннер тоже любил Лиссабон и Португалию, поэтому сразу несколько своих фильмов он посвятил и снял именно там — «Реквием» один из них.
12 сентября, 19:15
В белом городе
Dans la ville blanche · 1983 · Швейцария, Португалия · 1 час 48 минут · 18+
В ролях: Бруно Ганц, Тереза Мадруга, Джулия Фондерлинн, Хосе Карвальо, Франсиско Байао, Хосе Валенштейн, Виктор Коста, Лидия Франко, Педро Эфе, Сесилия Гимараеш
Помощник капитана, которому надоела его работа, сходит на берег в Лиссабоне и остаётся в незнакомом городе, когда судно уходит в море. То ли во сне, то ли наяву он пишет письма жене, снимает город на кинокамеру, заводит роман с официанткой, всё больше предаваясь иллюзии остановившегося времени в этом полуспящем месте.
В 1984 году картина получила премию «Сезар» за лучший фильм на французском языке.
13 сентября, 19:00
Саламандра
La salamandre · 1971 · 2 часа 10 минут · 18+
В ролях: Бюль Ожье, Жан-Люк Бидо, Жак Дени, Вероника Ален, Марсель Видал, Доминик Каттон, Вайолетт Флёри
Хватаясь за случайный заработок, журналист Пьер готовит сценарий для телевидения, сюжетом которому должен послужить реальный случай, произошедший не так давно — молодая девушка, некая Роземонда, обвинялась в попытке убийства своего дяди, но не нашлось достаточных улик. Пьер обращается за помощью к знакомому писателю Полю, и вместе они начинают раскручивать события. Романист и мечтатель Поль представляет персонаж в романтическом свете. Пьер же, более близкий к реальности, предпринимает попытку собрать факты и выяснить правду…
Этот фильм — размышление режиссёра с характерным исследованием внутреннего мира героев и анализом взаимосвязей их одиночества с нестабильностью общества.
Ещё один неполиткорректный маленький шедевр Алена Таннера с Бюль Ожье в роли неприкаянного, слегка свихнувшегося дитя большого города, успешно выдающая себя за жертву вселенской несправедливости, невыносимо сложного мироустройства, а также за саламандру. Этому свободолюбивому земноводному всё нипочём, ему закон не писан, он не привязывается ни к месту, ни к людям, и легко расстаётся с прошлым, шагая в никуда, в неизвестность, без цели, без причин, без чёткого осознания окружающей действительности и себя самого как неотъемлемой части этой самой действительности. Таковы и два новых товарища «саламандры» — журналист Пьер и писатель Поль, пытающиеся написать телевизионный сценарий по странной истории, произошедшей с Роземондой — маргиналы и аутсайдеры, непримиримые противники (лишь на словах) капитализма и буржуазного общества, обречённые в конце концов стать жертвами этого общества.
О режиссёре
Ален Таннер (1929–2022) — швейцарский режиссёр, один из лидеров швейцарской «новой волны».
Прежде чем стать режиссёром, Ален Таннер работал моряком. В начале 1950-х 21-летний молодой человек покинул родную Швейцарию, чтобы работать корабельным писателем на грузовых кораблях, выходивших из порта Генуи. В фильме «Люди в порту» (1994), одном из его редких документальных фильмов, который также является прекрасным автопортретом, он вспоминает свои юношеские годы, момент до кино, который сформировал его интерес к грузовым кораблям и далёким горизонтам. «Путешествующий кинорежиссёр», «путешествующее кино»: эти определения часто возникают, когда упоминается имя Алена Таннера. Многие не знают, что значимое физическое движение в его фильмах — отъезд, полет, вкус к открытому морю — берет своё начало в жизненном опыте. Пока парижане — режиссёры будущей «новой волны» — изучали кино, смотря фильмы Хичкока или Хоукса, Таннер познавал мир, работая в море, и открыл для себя поэзию Эме Сезера, которому отдал дань уважения в «Возвращении из Африки» (1973). Ален Таннер не любитель кино. Под этим подразумевается, что для него кино — не цель, а средство. Как грузовой корабль. Более того, его вкус к кино родился с открытием Росселлини и Де Сики, итальянский неореализм действовал на него не только как переживание реальности, но и как эстетический шок. Кинематограф Алена Таннера —прежде всего этика реальности, способ обращения с ней, преодоления её. Режиссёр любит говорить, что кино начинается тогда, когда «немного сопротивляется». Таким образом, создание фильма фиксирует сопротивление реальности, исходного материала.
Подписаться на рассылку
status-media.com
Отправляя форму вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Внимание: комментарии у данной статьи отключены!