Рубрики:
- Интервью
- Люди
Вячеслав Стародубцев: «Красота — единственная правда на земле»
27.12.2017
Если однажды вечером в каком-нибудь ресторане вы увидите режиссера, который в новосибирском оперном поставил вот уже четвертый спектакль, вы наверняка сразу узнаете его по яркому внешнему виду.
Вячеслав Стародубцев, кандидат искусствоведения, режиссер, который открыл зрителю такие жанры, как оперный квест и fashion-опера, спокойно сидит и пьет свой любимый смородиновый чай. Сегодня на нем рубашка с цветочным принтом, строгая бабочка, завязанная не по канонам, и черный ассиметричный пиджак на одной пуговице, на одном из лацканов которого красуется фарфоровый значок в виде пистолета. Как говорит он сам: «Если бы не стал театральным режиссером, то мог бы заниматься модой». Что ж, добился он бы не меньшего успеха, ведь искусство — это то, чем он живет каждый день.
Благодаря такой сильной любви к красоте, ему и удается создавать те удивительные театральные миры, в которых зритель вновь чувствует себя ребенком. В этом интервью Вячеслав размышляет о критике и быстроте жизни, делится своими воспоминаниями о студенчестве, рассказывает о современном театре и рассуждает о режиссерской профессии.
– Вячеслав, расскажи, каким ты был студентом?
– Я был быстрым студентом, потому что мне надо было все успеть: посмотреть, понять и впитать в себя. Мне повезло. Я попал в ГИТИС на курс Дмитрия Бертмана — совершенно уникального человека, благодаря которому я открыл для себя оперу. В студенческой жизни у нас было три опоры: собственно ГИТИС, Геликон-опера, где мы занимались актерским мастерством, и общага. Это был такой «бермудский треугольник» для нас, в котором мы буквально пропадали, потому что хотели успеть абсолютно все. А еще были столичные театры, где мы восторженно захлебывались от всего увиденного.
– Эта жизненная скорость в тебе сохранилась?
– Нет, я стал еще быстрее. Я вообще не люблю медленных людей, потому что они меня жутко нервируют, ибо мой ритм жизни активный: постоянные перелеты, репетиции до вечера, новые проекты, связанные с театром, эстрадой, модой… Так не успеешь оглянуться — год прошел в постоянных разъездах по разным театрам и городам. Я даже команду себе подобрал быструю. Она у меня привыкла к тому, что нужно постоянно быть мобилизованным: быстро реагировать на мои замечания, просьбы. Вот на «Турандот» у нас было 48 сценических часов, чтобы сделать все для спектакля: свет, декорации, мизансцены — успели!
– Разве такая спешка не влияет на итоговое качество спектакля?
– Спешка спешке рознь. Я никогда не приступаю к работе, пока в клавире над каждой нотой не напишу свои пометки. Например, зная артистов новосибирской оперы от и до, я понимаю, что будет хорошо для каждого из них: вот для Ольги Колобовой будет лучше сделать так, для Вероники Джиоевой будет лучше по-другому. Если режиссер хорошо знает своих актеров, то вся его художественная концепция, на которой он выстраивает спектакль, никогда не порушится, как бы мало времени у него не было.
– А театр сегодня, получается, тоже быстрый?
– Конечно, сроки на постановку спектакля стали меньше, но это не главная проблема. В театре сложилась такая ситуация, когда реально ощущается нехватка сильных личностей. Настоящее искусство создается яркими личностями: Мейерхольд, Таиров, Виктюк, Туминас — все они философы, а сегодня таких нет. Да, есть режиссеры, которые умело трансформируют театральный язык, добавляют интересные технические решения в свои спектакли или устраивают провокации, но вот тех людей, которые бы меняли философию театра и открывали бы новые потенциалы красоты с каких-либо неожиданных сторон — я, к сожалению, не вижу на сегодняшнем горизонте. Театр перестал быть сложносочиненным, нам навязывают бытовые или же политизированные конструкции. Существует определенная дистанция между постановщиками, зрителями и критиками. Все дружат и болеют не за что-то, а против кого-то.
— Как в таком случае оставаться профессионалом своего дела?
— Помимо музыкального образования и знаний о культуре и искусстве, важен еще такой момент, на который не все обращают внимание. Всегда нужно знать, для какой публики ты работаешь и в каком городе ты ставишь спектакль. Когда я приехал в Новосибирск, я просто несколько дней ходил по театрам и наблюдал за публикой: как она реагирует на спектакль, что она обсуждает в очереди в буфет, какие спектакли любит, а какие нет. Узнав, чем живет город, режиссер может лучше подготовиться.
Каждый спектакль — это путь и возможность индивидуального высказывания. «Турандот» на сцене НОВАТа это мое классическое высказывание, а вот к «Пиковой Даме» я шел долго, готовил зрителя и себя. Работая над спектаклем, ты начиняешь исследовать и погружаться в материал, больше копаться в себе, задаваться вопросами: как бы ты поступил, какой бы выбор сделал на месте главного героя — в этом и есть прелесть режиссерской профессии, в такой тесной связи с философией.
— Тогда философский вопрос. Если бы ты оказался перед выбором: личное или социальное, что бы ты выбрал?
— Я бы однозначно выбрал свою профессию. Да, меня почти не бывает дома, из-за чего мне часто не хватает любимых и близких людей рядом, но я свою работу люблю и всегда сделаю выбор в ее пользу.
— Что же тебе помогает так отдавать себя любимому делу? Возможно, небо подсказывает, как поступить?
— Я, может быть, сумасшедший, но я исключительно этой связью с небом и живу. Каждый раз оно дает мне силу, посылает новых и важных для меня людей. Без неба вообще в театре нельзя, потому что театр — это такая субстанция, что существует на грани животных потребностей и духовных переживаний, играя на контрастах. Режиссеру необходима вот эта связь с чем-то высоким, недостижимым, чтобы грамотно доносить до зрителя мысль о том, что там, где черное, всегда есть и белое, где высокое, всегда есть и низкое.
— Спектакль — всегда личное высказывание режиссера. Насколько болезненно ты, как режиссер, реагируешь на критику?
— Мы все неидеальны, и профессиональная критика всегда дает пищу для размышлений и возможность что-то исправить. Меня раздражает и расстраивает только та критика, которая очень поверхностна и не погружена в суть материала, а пытается задеть меня как человека, или же не меня, а кого-то другого через меня. Многие люди просто не открывают книгу, чтобы лучше понять содержание спектакля, поэтому приходя в театр, они сразу начинают выказывать свое недовольство происходящим на сцене. «Вот Елецкий, не по Пушкину персонаж-то, с бутылкой валяется посреди сцены, он же князь!», — говорили мне. Так его у Пушкина-то и нет, и вообще, почему шампанское в игорном доме вызывает у людей такое негодование?
Когда я такое слышу, то мне, конечно, немного обидно, но я вспоминаю фразу Романа Виктюка, который говорил мне: «Слава, закрой глаза и слушай только свое сердце», поэтому я уверен, что в своей профессии я делаю все верно.
— В своих работах ты часто говоришь о том, что ты воплощаешь свои детские мечты. Это твоя попытка вернуть детство себе или подарить его зрителю?
— Детство — это особый пласт в моих режиссерских концепциях. Например, в моей новой работе «Бал-маскарад» по опере Верди главный герой — Густав — тот же ребенок в своей яркости и необдуманности поступков. Так что да, каждый мой спектакль — это стремление вернуть детство. Бывает, смотришь на человека, а у него глаза серые, сам он весь серый и ребенок, видимо, в нем умер уже в детстве. Таким людям я хочу подарить давно забытые ощущения открытия и восторга.
— Если бы ты объяснял ребенку, чем ты занимаешься, то что бы ты сказал?
— Федерико Феллини говорил: «Наши фантазии — вот настоящая жизнь», поэтому ребенку я бы сказал, что я фантазер. Нет, лучше сказочник! Я люблю сказки рассказывать со сцены и считаю, что умение оставаться ребенком и при этом быть тонким философом — это, пожалуй, главное к чему должен стремиться каждый театральный режиссер.
— А если бы ты не стал режиссером, кем бы мог быть?
— Даже не знаю, наверное, модельером. Я слишком люблю детально прорабатывать костюмы в своих спектаклях: ткани, фактура, эскизы, фасоны — меня это все так захватывает и даже успокаивает. Думаю, что такое увлечение опять-таки происходит от моего постоянного желания создавать красоту вокруг.
Беседовал Владимир Чубаров
Свежие статьи
Подписаться на рассылку
status-media.com
Отправляя форму вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Внимание: комментарии у данной статьи отключены!