Рубрики:
- Интервью
- Люди
Новосибирская консерватория – главная кузница музыкальных кадров
20.02.2018
В Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки Status встретился с ректором Константином Михайловичем Курленей.
В ходе беседы развернулись темы не только о судьбе вуза, его месте на культурной карте Сибирского региона, но и прозвучали вопросы непосредственно к руководителю. Каково это – управлять учреждением, в котором трудятся и обучаются особые специалисты, призванные служить великому музыкальному искусству?
— Константин Михайлович, вы заняли ректорское кресло 10 лет назад, когда только отгремел 50-летний юбилей Новосибирской консерватории. Какие важные изменения произошли с того момента до настоящего времени, удалось ли реализовать долгосрочные планы по развитию вуза? Какими условиями и обстоятельствами обусловлены отличия между тем учреждением, что вверили вам тогда, и консерваторией сегодня?
— Мы живем в эпоху перемен. Поэтому консерватория в это десятилетие, как в прочем и всегда, менялась вместе с эпохой. Менялись законы, образовательные стандарты, порядок аккредитации и лицензирования, руководители отрасли. Сформировались, наконец, контуры и направления культурной политики государства. Все это требовало быстрого и адекватного ответа, а также и уточнения приоритетов нашего внутреннего развития. Если коротко: мы очень многого добились в усовершенствовании образовательных технологий, росте интеллектуального потенциала наших преподавателей, в оптимизации системы управления вузом, в концертной, научной, образовательной, просветительской и методической деятельности. Все это усиливает наши позиции в регионе и в стране. Но по-прежнему не добились коренного перелома в вопросах выделения нам Федеральным центром необходимых средств для восстановления, модернизации и развития материальной базы консерватории, и это сейчас едва ли не самая актуальная задача.
— Каковы сегодня доминанты позиционирования Новосибирской консерватории в регионе, в стране, за рубежом?
— Доминанты или приоритетные направления развития федерального вуза не могут разом измениться за десятилетие. Но определенные коррективы все-таки заметны. Начнем с главной константы – сохранения стабильности и поступательного повышения качества подготовки специалистов. Что в системе рейтингов последних лет, что в вопросах трудоустройства наших выпускников Новосибирская консерватория неизменно укрепляет свои позиции, оставаясь главной кузницей профессиональных академических музыкальных кадров в Российской Федерации по эту сторону Урала.
Не менее серьезно наше методическое влияние в регионе, что определяется уже отнюдь не официальным статусом вуза, а высоким авторитетом его педагогов и выпускников, разветвленностью и многообразием связей консерватории с учебными и концертными организациями в Сибири. Существенно расширилась наша концертно-просветительская деятельность, количество совместных проектов консерватории с близкими нам организациями и органами управления культурой различных областных центров.
И, наконец, существенно расширились наши международные связи, как на Востоке, так и на Западе.
— Давайте поговорим о воспитанниках Новосибирской консерватории. Довольно малое, в сравнении с другими вузами, количество студентов, индивидуальный подход в обучении, активная концертная и конкурсная деятельность – этим не исчерпываются слагаемые подготовки поистине уникальных кадров. Расскажите, на каком этапе профессионального пути фамилия исполнителя превращается в громкое творческое имя? Происходит ли это уже в студенчестве? Какими консерваторцами сейчас гордится город?
— Вся история мировой культуры свидетельствует, что обучение искусству, виртуозности, преданности этой профессии начинаются в раннем детстве. И это не просто передача некой совокупности исполнительских навыков – вместе с обучением владению мастерством ребенка учат жить в этой профессии, точнее, жить этой профессией. Это – приобщение к судьбе, к праву владеть великой художественной традицией и передавать ее дальше, будущим поколениям. Поэтому уже на ранних этапах становления личности профессионального музыканта кто-то из них становится широко известным исполнителем. В студенчестве это уже далеко не единичные случаи, к окончанию Новосибирской консерватории не менее трети ее выпускников обладают лауреатскими званиями престижных всероссийских и международных конкурсов.
Новосибирск по праву может гордиться консерваторцами, независимо от их года выпуска из вуза. Сейчас здесь работают и учатся несколько поколений великолепных музыкантов, известных как российской, так и зарубежной публике.
Специально не называю имен – пришлось бы долго перечислять. Да и не в конкретных именах суть: наш вуз выпускает мастеров своего дела, которыми страна может гордиться, независимо от их возраста и публичной известности.
— Правда ли, чтобы стать знаменитым у себя на Родине, нужно прославиться за рубежом?
— Нет, не думаю. Есть такие музыкантские профессии, которые требуют от человека все силы отдать воспитанию юных музыкантов, например, где-нибудь в райцентре или сельской музыкальной школе. Успехи этих людей, конечно, не получают широкой публичной известности, но качество их труда от этого не теряет своего значения. Эти консерваторцы тоже по-своему становятся знаменитыми, их вклад в общую музыкальную культуру региона и страны из-за отсутствия «информационной раскрутки» ничуть не обесценивается, а их миссия – искать и воспитывать новые таланты – мене значительной, конечно, не становится.
— Как обстоят дела с дальнейшей профессиональной занятостью выпускников? Участвует ли вуз в их трудоустройстве? В советский период работала система трудового распределения подготовленных кадров, существуют ли сегодня созвучные ей программы?
— К несчастью, вместе с разрушением прежней советской системы образования, была утрачена и система распределения. И требования признать право выпускника на свободу трудоустройства и перемещения по стране, порой громко транслируемые с высоких трибун в 90-е годы, были откровенной демагогией и нежеланием тогдашних чиновников решать насущнейшие вопросы внутренней политики. Такие, например, как сохранение образовательного и культурного потенциала страны, создание привлекательных условий для проживания граждан России не только в пределах Московской кольцевой автодороги, но и в таких далеких от центра регионах, как Западная Сибирь.
В самом деле, если выпускнику законом дано право быть предоставленным самому себе, то и думать о только что затронутых темах не нужно, мол, рынок сам все отрегулирует. Но жизнь выдвигает иные требования, не случайно сегодня сохранение и приращение культурного потенциала страны возведено в ранг национальной безопасности.
В чем суть системы распределения? Не в том, что кого-то куда-то направят, может, и вопреки его желаниям и личным планам. Суть в том, что государство берет на себя весьма непростые обязательства по обеспечению стартовых условий для жизни молодых специалистов там, где они необходимы, а те взамен обязуются отработать в этих краях свое образование.
По истечению этого срока многие оставались там, где начали свою трудовую деятельность именно потому, что были обеспечены интересной работой и возможностью зарабатывать, жить в нормальных условиях, а не влачить жалкое существование. Сейчас эту советскую систему пытаются возродить на новой экономической основе, организовав так называемое целевое обучение специалистов на основе юридически взаимообязывающих договоров.
Что касается музыкального образования, то выпускник с консерваторским дипломом, как правило, к окончанию вуза уже обеспечен работой, часто престижной и ответственной, как, например, в Новосибирском филармоническом симфоническом оркестре имени А. Каца. Это происходит потому, что лучшие студенты начинают работать в профессии уже со второго или третьего курса. У тех же, кто в силу избранной специальности не имеет таких возможностей, например, у музыковедов, вопросы трудоустройства решаются труднее. Вуз, конечно, проводит необходимую профориентационную работу, и нам удается добиться почти стопроцентного трудоустройства наших выпускников.
— В чем суть создания Новосибирского культурно-образовательного кластера, в который вошли Министерство культуры Российской Федерации, НОВАТ, Новосибирская специальная музыкальная школа, Новосибирское государственное хореографическое училище и Новосибирская государственная консерватория им. М.И.Глинки в том числе? Каково значение этого партнерства для консерватории?
— На эту тему сегодня много спекуляций и кривотолков, поэтому отвечу на главные два вопроса, «вложенные» в этот ваш один, общий вопрос.
Первое: кластер создается не для поглощения одними его членами остальных партнеров, не для объединения бюджетов, не для смены учредителей, не для сокращения и оптимизации кадрового состава организаций, входящих в кластер. Все, что касается суверенности юридических лиц, объединившихся в это беспрецедентное партнерство, остается неприкосновенным.
Второе: тогда для чего он создается? Чтобы управлять глобальными процессами кадрового воспроизводства в сфере региональной культуры и расширения культурных влияний, культурного предложения, исходящего от академических творческих и образовательных учреждений федерального уровня. Управлять организациями, вошедшими в кластер, конечно, будут их руководители.
Но вот управлять системой производства, трудоустройства, создания условий для творческого роста художественных кадров, их закрепления в Сибири, а впоследствии для возвращения маститых мэтров к преподаванию в художественных образовательных учреждениях, решать вопросы сохранения и развития инфраструктуры, потребной для обеспечения этого глобального процесса самовоспроизводства культуры – это как раз и есть основная задача кластера.
Тут разрозненных усилий театра отдельно, консерватории отдельно, художественных ССУЗов отдельно будет уже явно недостаточно. Во времена СССР эти глобальные вопросы были, как правило, в компетенции органов государственного управления культурой и опирались на единую вертикаль: «школа – училище – вуз – художественное производство – поиск мастеров, способных и желающих передавать свой опыт, – укрепление ими кадров образовательных организаций».
— Концертная деятельность педагогов и студентов НГК протекает на виду у горожан: едва ли не ежедневно проходят концерты в Большом зале консерватории, академические концерты в Малом зале, консерваторцы также являются участниками различных филармонических и театральных коллективов, выступают на концертных площадках города в качестве солистов. Между тем, научно-исследовательская работа музыковедов протекает не столь публично. Расскажите о магистральных направлениях научной деятельности в НГК. Насколько богата Сибирь исследовательским материалом?
— Мы еще сами до конца не осознаем, насколько Сибирь богата исследовательским материалом. Во всяком случае, стремительное расширение исследовательских горизонтов остается тенденцией последнего десятилетия. А началось все в 80-е годы ХХ века с работы коллектива консерваторских музыковедов над комплексной темой «История музыкальной культуры Сибири», инициатором которой был ректор Новосибирской консерватории Евгений Георгиевич Гуренко. До той поры, и я застал это время, когда учился на младших курсах, у многих было представление, что настоящие культурные события происходят где-то далеко: в Москве, в Ленинграде, на Западе (про Восток мы вообще ничего не знали).
Сегодня все радикально изменилось – ведется комплексное изучение музыкальной культуры Сибири, ее истории и современного состояния. Эта работа поддерживается и в рамках Государственного задания, и грантами ведущих российских научных и гуманитарных фондов. Не случайно именно в Новосибирской консерватории успешно функционирует единственный за Уралом докторский диссертационный совет, а наши профессора регулярно готовят новоиспеченных кандидатов и докторов искусствоведения.
— Большинству горожан известно, что Большой зал Новосибирской консерватории обладает уникальным инструментом – первым акустическим органом в Сибири. А есть ли в консерватории еще какие-то особенные инструменты, услышать звучание которых вы бы рекомендовали каждому, претендующему на звание культурного и образованного человека?
— Конечно, такие инструменты есть. И ко всеобщему удовлетворению их становится все больше. Это и наши концертные рояли знаменитых фирм – Стенвеи, Бехштейны, Петрофы, Ямахи. Это и уникальная для Новосибирска американская оркестровая арфа, и маримба, а также многие другие инструменты симфонического оркестра, приобретенные в последние годы и кардинально изменившие звучание наших двух студенческих симфонических оркестров. Это и уникальные инструменты Востока – японские кото, корейские, китайские национальные инструменты, собранные в консерваторской коллекции.
— Сопровождая гостей нашего города в прогулках по Первомайскому скверу и близлежащим улицам, мы слышим звуки различных инструментов, пение вокалистов и не без гордости сообщаем приезжим, что в Новосибирске находится единственная от Урала до Дальнего Востока Консерватория. А что в Консерватории является предметом гордости для вас лично?
— Ее традиции, ее люди – студенты и педагоги. И, конечно, мои учителя, память о которых всегда в моем сердце.
Ольга Павленко
Подписаться на рассылку
status-media.com
Отправляя форму вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Добавить комментарий
Для того, чтобы оставить комменатрий вам необходимо зарегистрироваться!