Рубрики:
- Интервью
- Культура
- Люди
Михаил Симонян: «Бизнесмены, артисты, государство — звенья одной цепи»
13.07.2018
Скрипач, дирижёр, президент Фонда культурных и образовательных программ «Открытое море», заместитель председателя комиссии по благотворительности, меценатству и культуре при РСПП, глава Попечительского совета Новосибирской консерватории им. М. И. Глинки Михаил Симонян в эксклюзивном интервью рассказал о роли бизнеса в поддержке творческих коллективов, учреждений образования, отдельных проектов и необходимых законодательных инициативах в этой области.
— Общественная деятельность, административная работа и стезя артиста, музыканта — насколько они совместимы, и что для вас сегодня в приоритете?
— Я в последнее время стал меньше концертировать и дирижировать. В плане музыки я добился всего того, что хотел, и сейчас планирую использовать приобретенный опыт в общественной сфере. Один из важнейших проектов, который я взял на себя, — это помочь нашей родной Новосибирской государственной консерватории снова возглавить ведущие рейтинги образовательных учреждений.
— Давайте поговорим о культурной жизни Новосибирска, её качестве, насыщенности. Насколько она сегодня, с вашей точки зрения, сбалансирована, все ли возможности мы используем?
— Раньше я в большей степени выступал в США, где жил и учился долгое время, но последние шесть лет нахожусь на территории России и очень внимательно слежу за культурной жизнью Новосибирска. Нельзя не отметить заслуг Транссибирского Арт-Фестиваля, который позволяет показать наш регион мировым звездам. Я рад, что мой коллега, величайший российский скрипач Вадим Репин, вместе с представителями культуры и общественности делает эту работу для региона. С моей точки зрения, это положительно влияет на имидж Сибирского региона в глазах Запада.
— Это важно сегодня?
— Безусловно. Я помню, как в 1998 году я сказал американским журналистам, что приехал из Сибири, а в ответ получил вопрос: «А что ваши родители сделали такого, что их сослали в Сибирь?». Очень важно, когда руководство региона и города уделяет большое внимание вопросам продвижения. Однако существует внутренняя проблематика в сфере региональной культуры.
Это проблемы среднего и высшего музыкального образования. Актуальным остаётся вопрос недостаточного финансирования участия образовательных учреждений в конкурсах, выставках, фестивалях. Сложилось несоответствие между богатым творческим потенциалом школ и реальными возможностями их участия в творческих состязаниях, особенно если речь идёт о поездке в другой город или страну.
Сегодня утром я встретился со своей мамой и она очень верно подчеркнула: «Что в 1993 году, что в 2018 — ничего не изменилось у нас в городе».
— Да, такие проблемы определенно существуют, но готово ли государство выделить бюджет на данные расходы?
— Сейчас я надеюсь привлечь внебюджетные средства. Именно с этой целью мы организовали встречи в Новосибирске с представителями бизнеса. Иногда слишком много тратится денег на привлечение артистов международного уровня, которым абсолютно безразлична судьба региона. Поэтому включаются механизмы социальной ответственности жителей города, до которых иногда элементарно не доносится эта проблема. Для меня очень важно сегодня, как для выходца из Новосибирска и человека много лет отучившегося в лицее консерватории, вдохнуть в неё новую жизнь, зажечь в студентах искру и желание здесь учиться.
— Вы действительно считаете, что у нас нет благотворительности в стране?
— Конечно, она существует. К примеру, попечительский совет Мариинского театра в Санкт-Петербурге возглавляет президент Владимир Владимирович Путин. Государство сегодня тратит огромные ресурсы на такие бренды, как Большой театр и Мариинский театр. Это, безусловно, правильно, потому что это гордость нашей страны. Но я не считаю, что истинная культура страны, в которой живет 140 миллионов человек, может существовать только за счёт государственного бюджета. Одна из основных проблем в регионах — это финансирование искусства по остаточному принципу.
В Соединенных Штатах ни одного цента не расходуется из государственных субсидий на содержание и развитие культурных организаций. Практически все культурные центры, такие как Метрополитен Опера в Нью-Йорке, финансируются и поддерживаются частным капиталом.
Безусловно, налоговое законодательство отличается от российского, но сам подход к финансированию формировался сотнями лет.
— В России тоже существуют свои традиции меценатства?
— Меценатство до 1917 года в России было частью общества. Но в 1917 году произошли события, о которых мы все знаем. Кстати, в защиту советской власти я должен сказать, что столь существенной разницы финансирования между Москвой, Санкт-Петербургом и региональными городами тогда не было. Сегодня у Большого театра бюджет 5,5 млрд рублей, а у Новосибирской консерватории 80 млн рублей. Вот и получается, что мы создаем театр, в котором работают за большие деньги иностранные артисты. А студентам из Новосибирской консерватории иногда сложно купить себе билет на спектакль. Я считаю, что это пора менять.
— Недавно в Российском Союзе промышленников и предпринимателей рассматривался вопрос внесения поправок в налоговый кодекс Российской Федерации и закон о конкуренции. Какие именно изменения в законе, с вашей точки зрения, будут стимулировать компании к инвестициям в благотворительность и меценатство?
— Во-первых, стоит отдать должное президенту РСПП Александру Николаевичу Шохину. Мы поднимали вопрос, стоит ли им заниматься культурой, и он принял решение, что РСПП — это хорошая платформа, с которой можно выходить с предложениями в законодательную или в исполнительную власть. Возглавил нашу комиссию меценат, представитель крупного российского бизнеса, поэт, неравнодушный к культуре человек — Михаил Сафарбекович Гуцериев.
В 2014 году было внесено первое предложение о поправках в налоговый кодекс, суть которого заключалась в следующем: позволить юридическим лицам, оказывающим благотворительную помощь культуре, получать налоговые преференции в размере 1% от оборота. Однако этот законопроект до конца не был доработан и не был поддержан.
На сегодняшний день мы возродили этот законопроект и считаем его очень перспективным. На последнем заседании комиссии с участием представителей из администрации Президента и Федерального Министерства культуры мною был предложен пилотный проект для региона. Дело в том, что региональное законодательство регулируется быстрее, чем федеральное, поэтому есть смысл посмотреть, как местный бизнес отреагирует на такие изменения и насколько это будет позитивно влиять на развитие культуры в регионе.
Мы планируем обсудить этот вопрос с врио губернатора Новосибирской области Андреем Травниковым. Я знаю, сколько Андрею Александровичу удалось сделать позитивного в Вологде. Надеюсь, что и мы сможем выстроить диалог в подобном ключе.
— Вернёмся к Новосибирской консерватории. Какие средства необходимы для проведения полноценной реабилитации главного инструмента — органа? Каким образом бизнес мог бы поучаствовать в этом процессе?
— Чтобы назвать точные суммы, сначала нужно провести экспертизу. Фонд культурных и образовательных программ «Открытое море», который я возглавляю, возьмет на себя расходы по привозу специалистов из Германии для проведения анализа состояния инструмента. Орган находится в рабочем состоянии, но требует ремонта. Большой зал консерватории является одним из лучших по акустике концертных залов и единственным органным залом в Новосибирском регионе.
Он станет дополнительной масштабной концертной площадкой для Новосибирска и области. Если говорить о суммах, то ремонт зала обойдется в 80 млн рублей.
— Михаил, а что стало поворотным моментом, почему вы начали заниматься благотворительностью на таком серьезном уровне?
— Поворотным моментом были мои детские годы. Мы жили на улице Жуковская, и даже в сорокоградусные морозы я на троллейбусе ездил на учёбу на улицу Советская. Помню, однажды отец пришёл с работы и сказал: «Вот моя зарплата. У нас есть два варианта: либо купить для Михаила комплект струн, либо мы будем питаться на эти деньги». Это не шутка, это моё детство! И вся семья приняла решение, что Михаилу нужно купить комплект струн, потому что мы едем на конкурс.
А сколько сегодня Репиных, Венгеровых, Симонянов и других талантов, которые учатся в Новосибирске, и их родители так же не понимают, как им вырастить музыканта. Я считаю, что мы должны потратить своё время и силы и сдвинуть ситуацию с мёртвой точки.
Когда в 1999 году я, мальчик из Новосибирска, приехал в США и получил стипендию в восемьсот долларов, это было для меня настоящим счастьем. Но уже тогда я задался вопросом, почему здесь это возможно, а у нас нет?
— Это была государственная стипендия?
— Нет, в консерватории, куда я поступил, было 168 студентов, и у каждого были попечители. Моими были Эрик и Мэрли Джонсон, пожилая пара. К сожалению, они уже ушли из жизни. Попечители жертвовали деньги на образование совершенно незнакомых им людей, на покупку инструментария и на то, чтобы молодые музыканты имели возможность брать в руки скрипку Джованни Гваданини. Это и послужило для меня переломным моментом.
Я считаю, что применить такой подход в нашей стране возможно. Необходимы единая система и соответствующие организации, с помощью которых мы сможем вести открытый диалог как с бизнесом, так и с властью — региональной, муниципальной, федеральной. Все мы звенья одной цепи.
Юлия Дорн
Свежие статьи
Подписаться на рассылку
status-media.com
Отправляя форму вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Добавить комментарий
Для того, чтобы оставить комменатрий вам необходимо зарегистрироваться!