Рубрики:
- Интервью
- Технологии
Илья Доронов: «Контент не должен быть просто жвачкой»
11.10.2021
Технологии влияют не только на возможности производства информационного продукта, но и на каналы его доставки, а также на получателей информации. Вслед за тенденциями обязаны меняться и производители медиапродукта. О трансформации способов распространения контента, новых технологиях и трендах медиасферы в интервью Status рассказал управляющий директор телеканала РБК Илья Доронов.
— Что представляет собой структура РБК и как вы живёте в эпоху конвергентности СМИ?
— Прежде всего мы негосударственный медиахолдинг, один, наверное, из немногих, специализирующихся на новостях. У нас есть две составляющие — новостная и традиционно-экономическая. Холдинг РБК — это сайт, телеканал, газета, журнал, социальные сети. Большое внимание мы уделяем Интернету и YouTube.
— Что происходит с телеканалом?
— Этот процесс можно назвать глобальной трансформацией. Сейчас очень важно успевать реагировать на изменения, включаться в них, находить своё место в новой реальности. Если остаться традиционным, прежним СМИ, то будущего нет, поэтому приходится меняться и успевать. Мы не рассматриваем телеканал как классическое телевидение, скорее мы видим в приборе, висящем на стене в каждом доме, один из способов доставки нашего контента.
— Как выглядит структура вашей аудитории? Где вас смотрят, в каких ситуациях?
— Мы чётко видим, что глобальный интерес к РБК растёт, когда в мире происходит какое-то значимое событие, потому что степень доверия к нашему бренду достаточно высока. Люди хотят с нашей помощью быстро получать качественные новости. Мы в массовом сознании прежде всего ассоциируемся с новостями.
Медиапотребление происходит сегодня в разных плоскостях. Условно говоря, ты делаешь какой-то продукт, но обращаешься к разным средам.
В то же время сейчас происходит разделение нашего YouTube-канала на основной новостной и ещё пару каналов про экономику, инвестиции, тренды. В России пока ограниченное количество медиаструктур могут делать так называемые моноэфиры на большие темы. То есть, когда что-то происходит, мы можем час, два, три держать эту тему в эфире и, что важно, стартовать очень быстро — буквально через полчаса от точки события мы выходим в эфир, и нас смотрят.
Ежедневная аналитическая двухчасовая программа за время прямого эфира приносит от тысячи до двух тысяч новых подписчиков на наш канал на YouTube. Зрители сморят прямой эфир на сайте, в YouTube и на телеканале. Правда, мы прекрасно понимаем, что у нас нет точных данных по телеканалу.
— Потому что система измерения безнадёжно устарела?
— Да, об этом говорят все руководители телеканалов. По пиплметрам невозможно понять, кто на самом деле тебя смотрит, какое количество времени и так далее. Mediascope устанавливает в домохозяйствах специальные приборы — пиплметры, которые измеряют, какие каналы и в какое время смотрят россияне. Такие пиплметры установлены менее чем в восьми тысячах домохозяйств по всей России. Согласитесь, в 2021 году со всеми его стримами, платформами и интернет-вещанием, со всем многообразием медиапотребления странно само по себе существование измерений, проводимых с помощью железных коробочек. Именно поэтому мы ориентируемся на YouTube и Интернет, потому что там цифры точные, и они у нас в руках появляются очень быстро.
— С кем сегодня конкурирует РБК в телесфере, на YouTube? Что в основе этой конкуренции? Скорость, подача, глубина?
— В основном мы конкурируем с новостными каналами и блогерами, которые занимаются новостями. Это Р24, «Дождь», «Редакция» и так далее. На YouTube основной показатель — это, конечно, подписчики. Мы постоянно сравниваем их число у разных каналов. А вот как за них бороться — это другой вопрос. Здесь важны и скорость, и глубина, и манера подачи. А самое главное — выбор темы. Причём нам во многом сложнее, чем другим, поскольку мы работаем без крайностей.
— Сегодня аудитория некоторых телевизионных шоу и их же аудитория на YouTube, похоже, сравнялись по объёму. Судить об этом можно даже по косвенным приметам, к примеру Иван Ургант начал здороваться с аудиторией YouTube. У вас те же процессы?
— Да, действительно, медиапотребление происходит сегодня в разных плоскостях. Условно говоря, ты делаешь какой-то продукт, но обращаешься к разным средам. Я, к примеру, недавно делал интервью с двумя послами — с послом Палестины и с послом Израиля. Первым вышло интервью с послом Палестины, но, поскольку мы придерживаемся правил журналистики и всегда даём две точки зрения, естественно, мы сказали, что интервью с послом Израиля зрители могут посмотреть на нашем YouTube-канале. Это попытка перемешивать среды.
Для нас важно, чтобы нас смотрели. А вот где, в каком месте, в какое время — это уже второстепенно. К примеру, у меня нет дома телевизионной антенны, можно ли сказать, что у меня нет телевизора? Нет, нельзя. Можно ли сказать, что у меня есть телевизор в классическом смысле? Тоже нельзя. При этом я смотрю телеканал РБК через прямой эфир на YouTube.
— Насколько просто сегодня соблюдать принципы журналистики?
— Всё зависит от редакции. Нам — достаточно просто. Потому что у нас не просто коллектив, а коллектив единомышленников. Мы все смотрим в одну сторону и понимаем, что нам подходит, а что нет. Правила РБК — это правила классической журналистики. Показал одну сторону — покажи и другую. Могу, к примеру, рассказать, как мы работали во время войны Азербайджана и Армении. Мне самому приходилось звонить и говорить одной из враждующих сторон: «Почему вы молчите? Мы вынуждены показывать только одну точку зрения». Меня услышали.
— Возраст зрителей РБК — это «за» сколько?
— Если мы берём традиционные показатели, которые к нам приходят, то основная часть нашей телевизионной аудитории — это за 45. Если мы берём YouTube, то здесь совершенно другая картина — 25–30 лет. Заметьте, это один и тот же контент, меняются лишь каналы его доставки.
— Получается, аудиторию YouTube устраивает качество телевизионного контента, но не устраивает канал его доставки? Переходя с одним и тем же контентом в другой канал доставки, компания добавляет себе более молодую аудиторию?
— Потребление контента изменилось. Раньше подстраивали свою жизнь под телепрограмму, зная, когда она должна выйти. Сейчас ситуация кардинально другая — мы смотрим тогда, когда хотим, там, где хотим, и на чём хотим.
Я проповедую полный отказ от кликабельных заголовков. Этот бездумный кликбейт убивает журналистику.
Мы сейчас стараемся прийти к универсальному контенту, который может идти и на телеканале, и в YouTube. К примеру, в эфире выходят новости — традиционные, классические. И два раза в день мы делаем выжимку, которая идёт на YouTube. Там отличаются манера подачи, оформление, одежда ведущего. Наша цель сейчас — унифицировать этот продукт, чтобы он хорошо смотрелся и в телевизоре, и в digital-каналах.
— На медиафоруме в Новосибирске вы рассказали, что всерьёз тестируете виртуальных телеведущих. Это реалии завтрашнего дня?
— Скорее не завтрашнего, а послезавтрашнего, хотя скорость этих процессов впечатляет. Тема с виртуальными телеведущими уже на повестке. Пока мы отбиваемся от этой затеи, потому что нам не нравится технология. Много усилий приходится прикладывать, чтобы создать несколько минут контента с таким ведущим. Как только усилий будет требоваться меньше, а сами образы будут выглядеть более живо, это встанет на поток.
— Каковы сегодняшние ваши требования к журналистам? Какие компетенции им необходимы?
— Одно из главных качеств — универсальность. Сейчас востребованы журналисты, которые могут работать на разных фронтах. Например, сегодня ты корреспондент, завтра ведущий, а послезавтра интервьюер. Такие специалисты востребованы на рынке труда, прежде всего потому что могут взять на себя разные роли в команде создателей мультимедийных проектов.
— Ключевые тренды медиасферы от Доронова?
— Ой, с этим всегда сложно. По моим ощущениям, ключевой — это вал контента. Люди физически не могут смотреть всё и читать всё. Важна какая-то выборка этого контента. Получается, важно приучить людей к каналу потребления информации, потому что никто не хочет постоянно выбирать, ведь выбирать реально очень сложно.
Мне кажется, сходит постепенно мода на кликабельные заголовки. Я проповедую полный отказ от этого, и мы не хайпуем исключительно на заголовках. Этот бездумный кликбейт убивает журналистику. А мы хотим, чтобы люди нас смотрели и понимали, что они смотрят. Контент не должен быть просто жвачкой. Мы хотим, чтобы наши зрители и подписчики получали полезную информацию. И тренд, о появлении которого я мечтаю в нашей медиасфере, — это глубина материалов, серьёзная аналитика, мудрость, если хотите. Сегодня, к сожалению, всё выглядит так: один напечатал, остальные быстренько отрерайтили, перепостили под броским заголовком. Но под ярким фантиком — пустышка.
Если говорить о трендах, то я бы ещё обратил внимание на развитие технологий и упрощение многих процессов, смешение специальностей. Успешны те, кто умеет создавать нечто интересное и адаптировать под любой канал распространения и среду.
Текст: Юлия Дорн
Фото: Никита Давыденко
Подписаться на рассылку
status-media.com
Отправляя форму вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Добавить комментарий
Для того, чтобы оставить комменатрий вам необходимо зарегистрироваться!
binance тркелу28.11.2016
I don’t think the title of your article matches the content lol. Just kidding, mainly because I had some doubts after reading the article.
otvorenie úctu na binance28.11.2016
Can you be more specific about the content of your article? After reading it, I still have some doubts. Hope you can help me.
gate io kimlik doğrulama zorunlu mu28.11.2016
After reading your article, I have some doubts about gate.io. I don’t know if you’re free? I would like to consult with you. thank you.
Kayıt Ol | Gate.io28.11.2016
Your article made me suddenly realize that I am writing a thesis on gate.io. After reading your article, I have a different way of thinking, thank you. However, I still have some doubts, can you help me? Thanks.
Kayıt Ol | Gate.io28.11.2016
I am sorting out relevant information about gate io recently, and I saw your article, and your creative ideas are of great help to me. However, I have doubts about some creative issues, can you answer them for me? I will continue to pay attention to your reply. Thanks.