Рубрики:
- Интервью
- Культура
Мост между Россией и Германией
13.06.2019
Наступление лета кинотеатр «Победа» отметил одиннадцатым Фестивалем немецкого кино. Директор Гёте-Института в Новосибирске Пер Брандт рассказал о тенденциях немецкого кинематографа, фильмах фестиваля и своей культурной деятельности в столице Сибири.
— По какому принципу подбирались фильмы для фестиваля?
— Самое важное условие — это должны быть картины последних двух лет. Особое внимание уделяли участникам и призёрам немецкого кинофестиваля Берлинале, также не обошли вниманием работы в жанре артхаус. Два главных критерия выбора — это эстетика и релевантность. Стараемся составлять программу из наиболее ярких фильмов, которые побуждают к дискуссии, вызывают некий отклик в сердцах и умах зрителя.
— Есть ли у немецкого кино особый почерк?
— Скорее, нет, но есть основные тенденции. Одна из них заключается в том, что очень часто картины германского производства сняты в сотрудничестве с другими странами. Получается некий синтез культур, отражение единения европейских государств. К примеру, участник нашего фестиваля этого года, детский фильм «Супа Модо», снят кенийским режиссёром при содействии Томаса Тыквера, можно ли его в таком случае назвать стопроцентно немецким? Вторая тенденция — это комбинация государственного и частного финансирования. Для последнего фильмы отбираются, как правило, по общественной релевантности через различные фонды и жюри.
— Проходят ли в Германии фестивали русского кино и как вашей нацией воспринимаются эти картины и, в частности, юмор?
— Да, такие мероприятия проводит организация «Русский дом», представительства которой есть в Берлине и Дрездене. Эти фильмы публика смотрит с удовольствием, например, из последнего — большим успехом пользовались картины «Лето», «Левиафан» и ставшая в вашей стране скандальной «Матильда». Что касается юмора, здесь могут возникнуть проблемы, поскольку его очень сложно переводить, причем на любой язык.
— Одну из участвующих в фестивале картин, «Золотая перчатка», называют главным скандалом фестиваля Берлинале. С чем это связано, в ней много шокирующих кадров?
— Он не каждому придётся по вкусу, но он из тех фильмов, о которых мы говорим «яркий». Достаточно жуткий и, что страшно, основан на реальных событиях. В нём есть очень долгая неприятная сцена, где на первый план выдвигается уродливость и изощрённость происходящего. Идея этого не в эстетизации жестокости, а вынесении её на обсуждение. Хочется отдельно отметить режиссёра этой картины. Фатих Акин специализировался на артхаусе, сейчас пробует себя в жанре ужасов, но, расширяя жанровые границы, добавляет весомый процент иронии. Это фильм, который стоит посмотреть, чтобы понять, как вы к нему относитесь.
— Фильмы, которые зрители смогут увидеть в рамках фестиваля, можно ли будет впоследствии найти где-то на русском языке?
— Это и является основной причиной посетить фестиваль — на нём вы увидите картины, которые не найдёте в российском прокате.
— Существует стереотип, что немцы — правильная, законопослушная нация. А как у вас обстоят дела с пиратством?
— Пик пиратства пришёлся на начало нулевых, когда наше законодательство ещё не было таким строгим. Сейчас это работает так: скачивая фильм, ты автоматически регистрируешься в системе, и тебе приходит счёт-предупреждение на одну тысячу евро, для нас это довольно крупная сумма. Заплатив раз или услышав, что штраф пришёл кому-то из знакомых, человек вряд ли захочет заниматься этим снова. В то же время стали популярными стриминговые показы, это достаточно выгодно по цене, просто и безопасно. Такая услуга в сочетании с законом привела к тому, что пиратские копии практически перестали распространять.
— В этом году Гёте-институт в Новосибирске празднует десятилетие. Расскажите о достигнутых за это время целях.
— Институт начинал работать с четырьмя сотрудниками, на сегодняшний день их насчитывается двадцать. Сейчас, как и десять лет назад, у нас три главных цели: языковая — поддержка преподавания немецкого языка и повышение квалификации учителей; культурная — работа и сотрудничество с художниками, налаживание культурных «мостов»; и информационная — транслирование русским гражданам картины современной жизни Германии, причём не только сквозь розовые очки, но актуальной и реалистичной. За эти годы мы провели ряд крупных мероприятий.
Цель фестиваля «48 часов. Новосибирск» — сделать видимой, осязаемой среду современного искусства, создать для художников временную платформу, где они смогут познакомиться, пообщаться.
Под эгидой года Германии в России, в 2013 году, нам поступило невероятное количество предложений в сфере культуры — многие из инициатив были воплощены. В 2015 году был организован фестиваль электронной музыки СТМ, в 2016 — интерактивный театральный перфоманс «Разговоры из тёмной комнаты». В планах сейчас продолжение языковой работы, расширение курсов и консолидация, возможность комбинированного обучения, развитие детских курсов. С 13 по 15 сентября 2019 года в нашем городе пройдёт фестиваль современного искусства «48 часов Новосибирск». Вообще, Гёте-институтов работает сто шестьдесят по всему миру, и, в рамках трёх названных мною направлений, постоянно меняются ключевые темы, смещаются акценты. Например, сейчас актуальны вопросы изменения климата или равноправия полов. А ещё мы ставим перед собой задачу увеличить количество проводимых мероприятий в других городах Сибири и Дальнего Востока — это та территория, за которую мы отвечаем.
— Расскажите немного подробнее о мероприятии «48 часов Новосибирск»: кто может в нём участвовать и с какой целью?
— Это децентрализованный партиципативный фестиваль современного искусства. Изначально он локально проходил в Берлине, а теперь мы организуем сибирскую версию — совместно с Городским центром изобразительных искусств (ГЦИИ). В фестивале примут участие несколько немецких художников, а также творческие люди со всей Сибири, уже принимаются заявки. По итогу пять или шесть победителей в 2020 году поедут в Германию на фестиваль «48 часов Нойкельн». Цель нашего мероприятия — сделать видимой, осязаемой среду современного искусства, создать для художников временную платформу, где они смогут познакомиться, пообщаться. В городе будет работать несколько площадок: классические выставочные места и необычные пространства, например, небольшие магазины. Для осуществления идеи были приглашены партнёры из Берлина, имеющие опыт проведения этого фестиваля.
— Вы уже давно знакомы с Новосибирском. Он стал для вас родным?
— Да, для меня это своего рода временный дом, я живу здесь с супругой последние полтора года. Работа в сфере культуры в этом городе для меня — привилегия. Потому что, с одной стороны, я ощущаю огромный интерес аудитории к тому, что мы делаем, с другой — вижу невероятное желание местных художников работать с нами. Это доставляет мне истинное удовольствие, поскольку публика Новосибирска изголодалась по предложениям в сфере искусства. Я рад быть этим мостом между Россией и Германией.
Текст: Евгения Черданцева
Фото: Евгений Бекарев
Свежие статьи
Подписаться на рассылку
status-media.com
Отправляя форму вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Добавить комментарий
Для того, чтобы оставить комменатрий вам необходимо зарегистрироваться!