Рубрики:
- Интервью
- Культура
Эдита Фил: «Флейта выходит из плоскости в трёхмерное пространство»
06.05.2021
В рамках образовательной программы II Сибирского духового фестиваля Новосибирск посетила всемирно известная флейтистка Эдита Фил, которая в качестве приглашённого эксперта провела для участников форума уникальный мастер-класс. О том, как началось её знакомство с Новосибирском, и как сегодня звучит современная флейта, она рассказала читателям Status.
— Почти 10 лет назад вы впервые познакомились с Новосибирском, когда стали приглашённым экспертом Международного фестиваля современной музыки «Сибирские сезоны». Чем запомнились вам концерты и мастер-классы в 2012 году?
— Это был мой первый визит в Новосибирск: на фестивале «Сибирские сезоны» мы выступали вместе с ГАМ-ансамблем по приглашению Сергея Шебалина, Елены Рудзей и Натальи Санниковой. Осталось впечатление, что фестиваль прекрасно организован, была очень интересная концертная программа. А мастер-классы, которые я вела в консерватории, были незабываемые: атмосфера духового класса была очень заинтересованная, все слушали, затаив дыхание. Нам всем было очень интересно — и студентам, и мне. Прекрасный класс, прекрасные ребята. В конце образовательной программы мы сделали импровизированный концерт, до сих пор его помню — это был один из самых приятных моментов фестиваля. Идея проведения концерта возникла спонтанно, жаль, что мы его не записали, действительно получилось очень интересно.
— Вы получили разностороннее академическое образование. Как вы пришли от музыкальной классики в область современного исполнительства?
— Действительно, я сначала окончила Академию музыки имени Шопена в Варшаве, после этого — аспирантуру в консерватории в Страсбурге, и как раз в Страсбурге я в первый раз встретилась с современной музыкой. И вы не поверите — до момента знакомства с Марио Кароли, профессором, у которого я изучала флейту в Страсбурге, я не любила современную музыку. У меня были ассоциации, что это что-то сложное, непонятное и некрасивое. Но с момента, когда я в первый раз вошла в класс Марио Кароли и услышала, как он играет, — он играл Шаррино, пьесу для флейты соло — я была ошеломлена. Я мгновенно поняла, что современные техники исполнительства дают огромнейшие возможности для флейты. Флейта по своему звучанию выходит из плоскости в трёхмерное пространство.
Современные приёмы помогают расширить возможности слышания разных тонкостей звука и воображение вообще. Это совершенно не мешает играть классическим, академическим звуком.
Но есть ещё одна история, она случилась намного раньше. Когда мне было 14 лет, я очень любила начинать играть с импровизаций, чтобы поднять настроение перед остальной программой. Брала флейту и каждый день знакомилась с ней, как с хорошим другом, играла себе немного, какие-то свои мелодии сочиняла. Мне очень нравилось. И однажды я сама нашла возможность одновременно играть на флейте и петь. Я думала, что изобрела этот приём, — так впечатлилась, что вообще можно издавать такой нестандартный звук на флейте, что на самом деле этим способом можно играть полифонически: можно петь и играть одну и ту же ноту, а можно разные. Хотя, флейта считалась инструментом, на котором в момент времени можно воспроизвести только один тон. Под этим сильным впечатлением я пошла к друзьям, говорю, послушайте, что я придумала! А они смотрят на меня и говорят: «Ну, что ты, вот Jethro Tull, послушай, уже в 60-е годы Йэн Андерсон как раз так играл». Тем не менее, для себя самой я действительно изобрела одновременное пение с игрой на флейте. Это, наверное, был первый из современных флейтовых приёмов, которые я открыла для себя в далёкие годы юности.
— В каком возрасте необходимо начать приобщение музыкантов к актуальной музыке? Необходима ли крепкая академическая база для исполнения современных произведений? Или это отдельная область исполнительства, которую можно независимо развивать с детства?
— Я уверена, что не нужно ждать, чтобы начать изучать современные приёмы игры на флейте, до зрелого возраста или до момента, когда академическая база будет крепко выучена. Потому что современные способы звукоизвлечения на флейте как раз помогают быстрее освоить основы игры. Они помогают понять, как работает воздух, как работают мышцы живота, помогают развить гибкость губ и многие другие технические моменты. Кроме этого, современные приёмы помогают расширить возможности слышания разных тонкостей звука и воображение вообще. Это совершенно не мешает играть классическим, академическим звуком. Кроме этого, маленькие дети намного более открыты, для них это всё совершенно нормально — и наоборот, намного тяжелее даются новые приёмы ученикам, которые привыкли только к одному способу звукоизвлечения.
— Как у вас состоялось знакомство с инструментом? Почему выбор пал на флейту?
— Я начала играть на флейте достаточно поздно — мне уже было почти 14 лет; сначала я пошла учиться на фортепиано, когда мне было 12, но и это было поздно, чтобы начинать заниматься музыкой. У меня была блокфлейта дополнительным инструментом, и учитель сказал мне: «Не хочешь попробовать учиться на флейте? У тебя так хорошо получается». Я была почти обижена: ведь я хочу заниматься серьёзным инструментом, какая там флейта. Но я согласилась, и, когда он дал мне в руки флейту, я сразу поняла, что это мой инструмент. Это сложно объяснить, но сама возможность работать с воздухом, с дыханием…
Я помню, что учитель дал мне инструмент домой перед уроком — и я пришла на занятие и начала что-то играть. Придумала какие-то свои аппликатуры, пыталась что-то сыграть сама, и он был очень удивлён — сказал, что это первый ребёнок в его практике, который пришёл и сразу начал играть. Понятно, что многое было неправильно, и ему пришлось это исправлять, но, тем не менее, мне действительно сразу захотелось играть.
— Как бы вы оценили состояние современного искусства и интерес к актуальному исполнительству в нашем городе?
— Знаете, для меня очень ценны все поездки в Сибирь — и в Новосибирск, и в Кемерово, и в другие города — потому что здесь уникальные люди: настолько восприимчивые, настолько им хочется услышать что-то новое. Бывало, начинается концерт, я чувствую, что публика не очень готова воспринимать такую нестандартную музыку, но во время концерта происходит трансформация, и уже в середине я слышу «йееес!» — публика совершенно по-другому начинает реагировать; мы подходим к окончанию программы, и люди действительно остаются очень-очень впечатлены. Подходят потом, общаются, говорят, что первый раз на концерте современной музыки, что они такого никогда не слышали. Было очень много таких моментов и впечатлений. Для исполнителя невероятно ценно видеть, что те новые виды искусства, которые ты показываешь зрителям, производят положительное впечатление.
Текст: Анастасия Мельникова
Фото предоставлены НГК им. Глинки
Свежие статьи
Подписаться на рассылку
status-media.com
Отправляя форму вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Добавить комментарий
Для того, чтобы оставить комменатрий вам необходимо зарегистрироваться!