Рубрики:
- Life Style
- Культура
Классика в моде
23.08.2016
Свой 71-й сезон театр НОВАТ закрыл по-настоящему эффектно. Зрители смогли увидеть оперу «Аида», которой явно не занимать стиля и красоты хотя бы потому, что вее названии есть краткая английская приставка —fashion.
Редакция журнала Status была среди первых зрителей премьерной постановки и теперь с полной уверенностью заявляет: за одним из самых модных представлений Новосибирска следует идти именно на «Аиду».
Популярный и даже несколько «заезженный» материал в нынешний век режиссерского театра регулярно подвергается интерпретации, порой, с самой неожиданной стороны. Кто-то идет путем социализации, наряжая героев в лохмотья и помещая их в современную обстановку, но режиссер Вячеслав Стародубцев предпочитает погружаться в красоту и роскошь, показывая зрителю, что опера — это, прежде всего, эстетский жанр и высшая форма искусства. А высшая форма по определению не может выглядеть тускло.
Сделать на сцене яркой ту оперу, чье содержание и без того насыщен окрасками, а действие происходит в Египте — задача весьма трудоемкая. Команда режиссера, что приехала в Новосибирск, с ней успешно справляется, создавая достоверную иллюзию жаркой пустыни и царящих на этой земле страстей с помощью нетривиальных находок.
Первая и, пожалуй, главная из них — это костюмы. Вячеслав Стародубцев убежден, что опера— это искусство hautecouture: дорогое, затратное и поражающее своей красотой. Так что «Аида» названа fashion-оперой не просто так, ведь в спектакле задействована масса нарядов, многие из которых выполнены с использованием модных на сегодняшний день материалов. Например, пальто героини Амнерис—соперницы Аиды по сюжету, выполнено из неопрена, который отлично держит форму. Изящные решения для нарядов достались каждому артисту. А их более 150 человек! Это воины, цари, жрицы, боги…В «Аиде» любой персонаж выглядит настолько колоритно и при этом естественно, что убеждает зрителя в реальности происходящего.
Наравне с необычной, броской одеждой зрительское внимание приковывает и огромный экран, что все четыре акта задействован на сцене. Он показывает геометрические фигуры, играет графическими примитивами, меняет свой цвет в зависимости от настроения сцен и героев. Вполне может показаться, что проецируемые на него образы носят психоделичный характер, однако некоторая частичка безумия здесь — это режиссерское виденье, взятое от гения сюрреализма Сальвадора Дали. Благодаря испанскому художнику на сцене появились гигантские слоны на муравьиных ногах, к которым часто прикасаются герои оперы, символизируя вместе неустойчивость и ненадежность того, что на первый взгляд кажется незыблемым.
Визионерские и современные ходы пронизывают даже афишу «Аиды». Если к ней приглядеться, то вы увидите, что она словно соткана из скриншотов инстаграма. Подобный уклон в современность связан с тем, что режиссеру, да и театру в целом, важно привлечь молодую публику на свои спектакли.
—Мне хочется привести в театр молодую публику, которая современно мыслит и владеет секретами Instagram иFacebook, — говорит режиссер Вячеслав Стародубцев. — Это необходимо делать, так как если не приучать молодых людей любви к театру сейчас — потом произойдет катастрофа. Мне нравится, что в НОВАТе я часто вижу молодых людей. Ценно, что мы своей деятельностью способны приобщить молодых к прекрасному.
Психологизм в «Аиде» заключен между мощью и ранимостью— ключевыми качествами основных героев оперы: Радамеса, Аиды и Амнерис. Они одновременно сильны, но при этом у каждого из них есть свои слабости, что проявляются через два типа конфликта. Внешний выражен с помощью войны между Египтом и Эфиопией и связан с чувством долга. Внутренний же конфликт передается через устремления, желания, страсти, соперничество и чувство вины, которые каждый из героев испытывает с самого начала действия. Конфликты наслаиваются друг на друга, переплетаются и буквально разрывают на части героев, заставляя делать мучительный выбор в пользу чувства долга или чувства любви. Несомненно, второе всегда побеждает.
До высшей точки напряжения конфликт и переживания героев возносит музыка, написанная Джузеппе Верди. Именно она способна пробудить наиболее чистые, неподдельные зрительские эмоции по отношению к мирам героев. Запредельно красивые голоса артистов, а также слаженная работа дирижера Юровского и режиссера Стародубцева помогают пережить с героями их трагедию и прочувствовать каждую секунду их боли и счастья.
«Аида» в НОВАТе выглядит, как выверенный баланс мастерски смешанной классической основы с современной подачей. Бережное отношение к оригиналу, буйство красок, торжество иллюзии и роскошные наряды — такая «Аида» по праву должна идти в этом театре и в этом городе.
«Безусловно, опера — это искусство hautecouture: высокий стиль, эксклюзивность, наилучшее качество. Цель режиссера при постановке оперы — наполнить такую возвышенную оболочку психологизмом, внутренней драматургией и… донести все до того зрителя, который, возможно, впервые пришел смотреть оперу».
Режиссер-постановщик Вячеслав Стародубцев
«Аида»—один из тех образцов мирового театра, что многократно ставился по всему миру и добавить в нее что-то новое, с одной стороны, легко, так как даже слишком смелое решение будет смотреться свежо, а с другой— не так уж и просто, потому что каждый ход должен быть оправдан и грамотно вписан в общую структуру повествования.
Вячеслав Стародубцев рискует с определенной долей аккуратности и добавляет в действие еще одного персонажа — ребенка Аиды. Он символизирует потерянное детство, упущенные возможности и вкупе с некой наивностью главной героини позволяет сделать ее более человечной, чтобы аудитория смогла ближе принять грани ее душевных терзаний.
«Аида одна из моих любимых ролей. Я люблю ее за силу. Она кажется слабой, но нет. Она крайне сильная и в этом конкретном спектакле такая ее черта характера проявляется особенно. Она здесь мама, поэтому может дать отпор, так как ей вдвойне есть что терять.
Я, да и все артисты, очень свободно ощущаем себя в этом спектакле. Прекрасно, что именно Слава Стародубцев поставил его, ведь у него получилось нас всех так объединить, что было радостно ходить на каждую репетицию, а это самое главное».
Исполнительница роли Аиды,
народная артистка Северной и Южной Осетии Вероника Джиоева
Владимир Чубаров
Подписаться на рассылку
status-media.com
Отправляя форму вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Внимание: комментарии у данной статьи отключены!