Рубрики:
- Life Style
- Культура
«Финита ля комедия!»
30.06.2017
В апреле в НОВАТе состоялась премьера оперы «Паяцы». Она покоряет ваше сердце сразу. С первых же минут вы переноситесь в атмосферу уютного очарования старой доброй Италии, где на одной из городских площадей происходит удивительная по силе и накалу страстей история. Об этой истории и о том, как влияет высокое искусство на человеческие души, нам рассказала оперная солистка НОВАТа и исполнительницей роли Недды Ирина Новикова.
Сюжет
В основе сюжета оперы лежит случай из реальной жизни, свидетелем которого в детстве стал сам композитор Руджеро Леонкавалло — актер бродячей труппы убил свою жену и ее любовника в имении отца композитора во время представления.
История начинается с того, что в город приезжает труппа бродячих артистов, выступающих в жанре комедии дель арте. Все начинается очень шумно и радостно, но затем мы понимаем, что персонажи глубоко несчастны. И комедия итальянских масок плавно превращается в серьезную трагедию сильных страстей. Перед нами главные персонажи — Недда, она же Коломбина, Канио — муж Недды, он же Паяц, клоун Тонио — Арлекин и Сильвио — возлюбленный Недды.
Взаимоотношения между героями выстроены предельно ясно ипросто. Канио, клоун Тонио и молодой крестьянин Сильвио — все страстно влюблены в прекрасную Недду. Но жена хозяина труппы несчастна в браке, поскольку устала от бесконечных гастролей, переездов и от жестокой ревности супруга. Она также отвергает ухаживания клоуна, и отдает свое сердце нежному и страстному Сильвио. Уязвленный отказом Тонио, сообщает хозяину театра об измене его неверной супруги, и тот в ярости бросается на них с ножом, но не успевает застать любовника — тому удается скрыться. Тогда он лишь просит назвать его имя, но Недда молчит, надеясь, что ближайшее представление отвлечет мужа и он успокоится. Но в конце первого акта оперы распыленный Канио, перед тем как надеть костюм и нанести грим, поет поразительно проникновенную арию «Пора выступать, пора надеть костюм!», которая является одной из самых знаменитых и сильных арий в мировой опере. И зритель уже понимает, что развязка близко и, скорее всего, она закончится трагически.
В сюжете этой оперы удивительным образом переплетаются реальная жизнь и театральная игра артистов. Ведь события происходят по-настоящему, но во втором акте актеры дают спектакль и реальные чувства прорываются сквозь шуточное представление. На наших глазах Паяц превращается в свирепого мужа, который выхватывает нож, заносит его над Коломбиной и просит назвать имя любовника. Итальянская публика с замиранием сердца следит за происходящим и думает, что это всего лишь игра, но только один зритель понимает, что сейчас произойдет страшное, и выбегает на сцену. На это и рассчитывал обманутый Канио — любовник сам сдался, чтобы спасти любимую. Тут жестокий ревнивец и покарал обоих. И вот, наконец, потрясенные зрители начали понимать, что убийство настоящее, а обессиливший и убитый горем Паяц сообщает всем собравшимся: «la commedia e finita»…
Любимец публики
Это классический и сильный спектакль с традиционной режиссурой, здесь все очень логично и правильно, по всем законам жанра. Именно поэтому он так любим зрителями.
Ирина Новикова, исполнительница партии Недды, рассказывает, что вообще «Паяцы» — одна из самых популярных и исполняемых в мире опер. Было несправедливо, что такого яркого спектакля нет в репертуаре. И когда артисты узнали, что Иркин Габитов приезжает в Новосибирск, чтобы поставить у нас эту оперу, они очень обрадовались и сразу полюбили этот спектакль, так как весь процесс складывался очень гладко, вплоть до того, что костюмы подходили с первой же примерки. И работали они над постановкой с большим удовольствием.
Постановочная группа
Состав постановочной группы очень серьезный — это люди легенды. Режиссер оперы — Иркин Габитов уже знаком публике Новосибирска. Он в течение нескольких десятилетий сотрудничает с Новосибирским театром. С 1990 года он поставил на этой сцене оперы «Борис Годунов», «Хованщина», «Тоска», «Евгений Онегин». Кроме того, его усилиями был возобновлен колоссальный спектакль Ваагна Багратуни «Князь Игорь».
«Паяцев» Иркин Габитов предложил решить в лучших традициях классического театра, но в стилистике итальянского неореализма. Действие из 19 века перенесли в середину 20-го, для того чтобы герои были ближе к нам. «Ничего не изменилось за это время, — говорит режиссер. —Люди влюбляются, ревнуют, мстят. Другое дело, как на это посмотреть, в каком темпоритме подать. Мы создали интересную атмосферу, нашли пластические решения каждого эпизода, наделили каждого героя своим характером, сквозной линией его развития через вокал».
Пластическое решение в опере «Паяцы» создает известный танцовщик и хореограф Гали Абайдулов, хорошо знакомый российскому зрителю по многочисленным телевизионным фильмам. Музыкальный руководитель и дирижер — Валентин Урюпин — один из самых перспективных российских дирижеров молодого поколения, одновременно он является самым востребованным и титулованным российским кларнетистом.
— Благодаря художнику-постановщику Вячеслав Окуневу, сцена оживает яркими красками. Ты будто листаешь красивую книгу, от иллюстраций которой захватывает дух. Таковой картинкой, например, является сцена арии Арлекина, во время которой другой символический Арлекин на огромном месяце проплывает над площадью и рассыпает по городу звезды. Потрясающие костюмы и декорации! Очень точно подобраны краски по каждому персонажу — легкая, воздушная, солнечная Недда в ярком желтом платье, яркий, привлекательный Арлекин, похожий на павлина, угрюмый, в темном Паяц, со своей душевной болью. Это не просто маски и не просто актеры — это настоящие люди, живые характеры, — рассказывает Ирина.
— Ирина, а чем лично вы наполняете глубину образа? И можно ли проявить личное в заданной режиссером роли?
— Конечно, личное привносится всегда. Игра построена на эмоциях, а эмоции нельзя придумать, их можно только вспомнить. Если тебе есть что вспомнить — ты сыграешь. Тут пробуждаются все чувства, которые ты испытывал в жизни, которые накоплены твоим опытом.
— Как вы считаете, классическую постановку зрителям легче воспринимать в отличие от новатороских прочтений, таких, например, как «Пиковая дама» Вячеслава Стародубцева?
— Вы, знаете, а это неважно. В оперной музыке, невзирая на всю ее сложность, заложена такая глубина и красота, что ты понимаешь все, даже если пришел в театр впервые. Она настолько трогает душу, что даже впервые пришедшие сидят и плачут. Высокое искусство связано с катарсисом напрямую, оно связано с личным переживанием каждого, ведь в каждом из нас есть эти эмоции, и человек узнает сам себя. Люди через это становятся выше, чище…
— На ваш взгляд, изменилась ли современная публика?
— Зрителей стало намного больше, сейчас приходит очень много молодого поколения. Вы знаете, я помню времена, когда артистов на сцене было больше, чем людей в зале. Это очень печальная ситуация, потому что наша работа напрямую связана с зрительской отдачей. Мы, оперные артисты, очень сильно выкладываемся энергетически. Когда мы поем — мы отдаем частичку себя, — а зритель отдает нам в обмен свое тепло и эмоции. Это очень важно. В Европе очень ценится оперное искусство, у нас как-то больше любят балет, но сейчас заметна тенденция, притока публики и на оперу, люди идут и отдельно на оперных солистов в концертных залах. И я хочу сказать огромное спасибо нашим зрителям, за то, что они нас любят, ценят и понимают. И по сути, культуру высокого искусства мы развиваем вместе.
Ольга Павленко
Подписаться на рассылку
status-media.com
Отправляя форму вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Добавить комментарий
Для того, чтобы оставить комменатрий вам необходимо зарегистрироваться!