Рубрики:
- Life Style
- Культура
Алексей Гуськов: «Я, как актёр и продюсер, хочу видеть полный зал»
06.12.2018
Известный российский актёр Алексей Гуськов представил Новосибирцам свой новый авторский фильм «Вечная жизнь Александра Христофорова», где он не только сыграл главную роль, но и выступил в качестве сценариста и продюсера. Алексей рассказал Status о философии картины и затронутых в ней актуальных для современного человека вопросах.
— О чём ваш новый фильм, чему он учит?
— Зритель не любит, когда его чему-то учат. Задача фильма – зарядить хорошим настроением и продлить лето. Фильм о жизни, о борьбе. Парк развлечений, в котором разворачиваются события, это некая модель нашей сумасшедшей реальности. Главный герой дерётся — как на арене Колизея, так и со всем миром. Пока к нему не приходит прощение — искреннее, идущее из души. Научившись прощать, он обретает любовь, а она и есть то, ради чего стоит жить. Я нечасто выступаю в роли продюсера — только если проект меня тронул, взял за душу.
Здесь получилось именно так. Я когда-то читал результаты опроса на тему «Что бы вы сделали, если бы вам оставалось жить две недели?» и то же «Если бы вы жили вечно?». И на девяносто четыре процента ответы совпадали. Причём люди мечтали не о кругосветном путешествии, не о полёте на Луну — они всего лишь хотели больше времени проводить с теми, кого они любят. Вот об этом фильм: нет ничего важнее, чем близкие.
— Вы сыграли непростого персонажа, который поначалу кажется неприятным, но потом вызывает симпатию. Какие роли вам даются лучше всего?
— Я никогда не хотел сыграть какую-то конкретную роль. Несмотря на то что я долго работаю в театре, классические мужские роли наподобие Гамлета не были моей заветной мечтой. Я — актёр темы: если при прочтении сценария она отзывается во мне, значит, я буду играть. В качестве продюсера стараюсь выступать в фильмах, которые перекликаются с моим ощущением жизни, что-то значат для меня.
— Какой ожидаете реакции от зрителя?
— Если это комедия, то хочется, чтобы было смешно. Конечно, природа юмора у всех разная, но я искренне надеюсь, что зрители фильма «Вечная жизнь Александра Христофорова» в процессе просмотра несколько раз улыбнулись. Также хотелось бы, чтобы кино разобрали на цитаты. «Алкоголик, дебошир и социопат — с таким резюме можно в Думу избираться», — когда эта фраза прозвучала на показе во Владивостоке, я услышал реплику из зала: «Именно такие у нас и баллотируются». В фильме много остро жизненных ситуаций, буквально «с пола поднятых».
Например, когда женщина говорит герою, играющему роль Христа: «Работай, Иисус, я же за это деньги заплатила». Вообще, диалогов хороших очень много, мы над ними тщательно работали. Импровизация тоже была, каждый актёр привносил в образ что-то своё. Чтобы идея обернулась в литературу, сценарий писали пять человек. Старались гармонично слить некую фантазийность с ироничной интонацией картины. Самоирония — это такая чудесная вещь, которой нам всем не хватает в общении и в жизни. Мы так часто обижаемся друг на друга и подолгу выясняем отношения вместо того, чтобы улыбнуться и двигаться дальше.
— Как вы воспринимаете критику?
— Позитивно, если она конструктивна. Например, у нас в театре есть доска прессы, там высказывают своё мнение о спектаклях. Я всё читаю и иногда говорю коллегам: «Смотрите, как нас разбомбили – камня на камне не оставили, кайф!». Но если это просто злопыхатель, которого днём кто-то обидел, а вечером он пришёл домой, отрезал себе плавленый сырок и сел строчить сердитый пост, как он всех ненавидит, — извините, такое мне не интересно. Если же мне пишут конкретные замечания, что не получилось, что можно было бы сделать лучше, я прислушиваюсь.
Кино делается для зрителя. Такой жанр, как артхаус, можно оправдать фразой: «Я так вижу». Я же, как актёр и продюсер, хочу видеть полный зал. К российскому кино отношение сейчас неоднозначное. Спрашиваешь, почему, и получаешь ответ: «Сплошной кошмар. Проблемы, горе, актёры с напряженными лицами».
Русскому человеку проще сыграть трагедию, чем комедию, такова наша натура — всегда страдать.
Я после пятидесяти лет начал замечать, что русский человек — равно грустный. Всё его достало, всё плохо. Почему нам не нравится жить, кто-нибудь задумывался? Ведь жизнь — это удивительный дар, и она пролетает, как миг.
— Сейчас как-то не принято быть счастливыми.
— Счастье — это вообще весьма эфемерная штука. Оно может быть вызвано эмоциями взаимной любви, страсти, крупным успехом в работе, финансах. Но это момент, так же, как и отчаяние, разочарование, обида. Если б я ежесекундно был всем доволен, то не выходил бы на сцену, не писал сценарии, не творил. Когда у человека всегда всё хорошо — это как-то тревожно. Мне представляется такой персонаж, который лежит на мягкой кровати, с потолка свисает булочка, которая сама падает ему в рот, рядом стоит рюмка, и даже в туалет ему ходить не надо — из-под него всё выносят.
— Вашего героя называют социопатом, как и персонажа в фильме «Мусорщик». Подобные роли — тенденция?
— Это актуальная тема человеческого одиночества. В наше время соцсети заменили личные контакты. В моей юности люди, общаясь, видели лица друг друга, а сейчас только аватары. Компьютеры, смартфоны прочно вошли в нашу жизнь. Прогресс — это прекрасно, но люди разучились общаться и, что главное, слышать друг друга. Бывает, сидим с коллегами, двадцать пяти человек, и я прошу их подойти завтра в девять утра в десятую аудиторию. Все кивают, начинают расходиться, и тут сыплются вопросы: «А в котором часу встречаемся? Куда подходить?».
Мы совершенно разучились воспринимать информацию на слух — можем только читать посты друг друга и то по диагонали. Да и что такое «друзья» в социальной сети? Сядьте с бумагой и ручкой и попробуйте записать всех тех, с кем вы действительно общаетесь, бываете у них в гостях. Едва ли их наберётся больше семидесяти, тогда как в интернете у вас несколько тысяч подписчиков, которые дают мнимое ощущение того, что ты не один и кому-то нужен.
— В фильме затронута тема христианства. Не боитесь фразами вроде «меня понизили до Иисуса Христа» оскорбить чувства верующих?
— Шизофрения в нашем обществе действительно достигает безумных масштабов, поэтому мы решили не рисковать и показали служителям церкви это кино ещё на этапе сценария. Иначе могут пойти домыслы, искажения реальности из серии «Я Пастернака не читал, но не одобряю». Пусть лучше они познакомятся с фильмом и поймут, что в нём нет ничего такого. Это своего рода вертеп, который присутствует на всех Рождественских праздниках. Идея сюжета-то не в церковных мотивах — те, кто внимательно смотрит картину, понимают это.
В каждом хорошем фильме есть зашифрованный миф. «Вечная жизнь Александра Христофорова» — это, скорее, светская история обретения любви, хороших взаимоотношений с окружающими через простые, но в то же время сложные слова «Я тебя прощаю». Первый раз мой герой произносит их в контексте «Я тебя прощаю, козёл». И только тогда, когда он начинает говорить это от сердца, к нему поворачиваются люди.
— Вы умеете прощать?
— Я стараюсь. Но чаще я просто отпускаю людей. Потому что если случилось что-то, что я не могу принять, продолжать отношения бессмысленно.
— Были ли у вас, как у вашего героя, ситуации, когда будто зашёл в тупик?
— Конечно, каждому знакомо чувство отчаяния. Нет единого рецепта, что нужно сделать, чтобы снова подняться на ноги. У каждого свой секрет. Но я верю, что человек может и должен меняться. И желательно в лучшую сторону.
СПРАВКА
Гуськов Алексей Геннадьевич
Народный артист Российской Федерации.
Родился 20 мая 1958 года в польском городе Бжег.
В 1983 году окончил актёрский факультет Школы-студии МХАТ.
Служил в Московском драматическом театре имени Пушкина, в Театре на Малой Бронной и Театре имени Гоголя.
Преподавал актёрское мастерство в Школе-студии МХАТ.
Сыграл в фильмах «Классик», «Граница. Таёжный роман», «Мусорщик», «Турецкий гамбит» и других.
Евгения Черданцева
Фото: Никита Давыденко
Свежие статьи
Подписаться на рассылку
status-media.com
Отправляя форму вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Добавить комментарий
Для того, чтобы оставить комменатрий вам необходимо зарегистрироваться!