Рубрики:
- Life Style
- Культура
Пыль: «Мы пытались найти лицо Новосибирска»
12.12.2018
14–15 декабря в театре «Старый дом» состоится премьера экспериментального спектакля «Пыль», созданного командой постановщиков из Петербурга. Впервые в истории новосибирского театра в спектакле участвует искусственный интеллект, а для написания сюжета было проведено около сотни интервью с жителями города. О том, как постановщики решили поиграть с пространством и зрительскими ощущениями, мы поговорили с режиссером спектакля Михаилом Патласовым, художником по свету Стасом Свистуновичем , саунд-дизайнером Даниилом Коронкевичем.
Идея
Когда мы думали, какой спектакль поставить в Новосибирске, нам пришла идея найти лицо города. Хотелось отыскать его героев, найти какую-то конфликтную историю, проблемную часть, которая отражает этот город. Приезжему человеку какие-то вещи видны более явно, чем жителям. Но как самим новосибирцам показать Новосибирск?
Мы решили начать с информации и поехали с командой собирать интервью. Стали встречаться с людьми разных профессий и статусов. Побывали в Академгородке, повстречались с учеными, которые занимаются искусственным интеллектом, с археологами, историками, архитекторами, врачами, соцработниками и так далее.
И мы поняли, что это слишком разный город. А идея найти лицо города – оказалась немножко утопической. Никто не знает, что такое Новосибирск. Это было сложной задачей – его поймать. Люди сюда приезжают, потом уезжают, это некий транзитный центр, и основная черта города – это бесконечное движение ему присущее. Мы провели анализ этнического состава, здесь нет коренных жителей, это город переселенцев, такой плавильный котел. И именно это его форма.
Жанр
Мы не называем это спектаклем, для нас это сеанс социального дизайна. Он выстроен по другим законам и подразумевает собой взаимодействие артистов со зрителями как с участниками. Это сложно объяснить, в этом можно только поучаствовать. Потому что мы отталкиваемся от коллективной психологии поведения в определенных условиях.
Проект разделен на две части, которые происходят одновременно в двух пространствах. Есть пространство Лофт-подземка и Театр. Две эти точки объединяет метро и видеосвязь. Они как два сообщающихся сосуда. Происходящее на сцене будет зависеть от способа взаимодействия артистов и публики, от простых заданий, которые выполняет зритель.
Структура спектакля состоит из восьми маленьких частных историй. Порядок их воспроизведения тоже будет зависеть от зрителя. Это как «эффект Кулешова» в кино, восприятие всего спектакля будет складываться от последовательности той или иной части. Таким образом, каждый спектакль будет разным. Вариаций может быть бесконечное множество.
Содержание
В одной части мы проигрываем фольклорные обряды, которые отражают определенные этапы в жизни человека. Рождение, инициация, свадьба, развод, смерть.
У нас стояла задача эти обряды трансформировать в технологии социального дизайна. Мы предлагаем зрителю различные социальные роли, например, спрашиваем: кто из вас разводился, или кто недавно заключил брак. И распределяем: кто одинокий, кто разведен, у кого только что родился ребенок т.д. Идея в том, что у каждого появляется какая-то социальная роль, и она может меняться со временем.
Одновременно с этим мы затрагиваем тему городской статистики: рождения, браков, смертей, разводов и стараемся это отразить, как примету времени. Например, статистика разводов сейчас впечатляет – их столько же, сколько и браков. И одной из причин несложившейся молодой семьи является неумение разговаривать друг с другом. И мы прямо на сцене предлагаем такую социальную практику, когда люди пытаются друг с другом поговорить.
Во время работы над этим материалом мы сделали такой перформанс: двое наших ребят пришли в ЗАГС и прошли этот современный обряд в торжественном варианте. Подали заявление, заплатили госпошлину, потом пришли на торжественную церемонию и в конце сказали: «Нет». Им аннулировали брак и поставили в паспорте печать «ошибочно». Мы пытались сравнить этот свадебный ритуал со старыми обрядами, когда подготовка была серьезнее, и само это событие в жизни человека было не просто формальностью, а чем-то более важным, однако все равно походило на театральное действо. И мы пытаемся эти переходы и этапы как-то осмыслить, вплоть до самой смерти. Очень интересное общение в этом плане у нас состоялось с директором Новосибирского крематория – уникального человека, который создал, по своей сути, театр трагедии.
Почему мы рассматриваем обряды – потому что именно через обряды человек изменялся и приобретал новый статус в обществе. Женился, рожал детей, брал на себя новые функции, и это позволяло ему не застревать в узких социальных масках и ролях. Сейчас человек нашего времени от 25 до 55 лет находится в какой-то одной роли некоего молодого индивида, который пребывает в бесконечном поиске себя, который не берет ответственности и живет одним днем. И при этом распадается семья, мужчина сомневается, а ту ли женщину он выбрал, женщина сомневается, а реализовалась ли она как личность, в итоге страдает ребенок, который видит, как ведут себя родители, попадает в ситуацию депрессию и так далее.
Почему «Пыль»
В Краеведческом музее мы узнали историю про архитектора Крячкова, который якобы придумал красить дома в серый цвет, потому что город активно строился, было много пыли, а серый все это скрывал. Это, конечно, все оказалось легендой. Но надо признать, что пыли в городе действительно много.
Но что такое пыль вообще? Это и космическая пыль – десятки тонн пыли падает из космоса. Из космической пыли появились все мы. Эта метафора зарождения вселенной, кстати, отражена в сценографии. У нас висит огромный серый шар, на который транслируется видеоизображение, и мы работаем с ним в ходе спектакля. Это такой информационный узел, который соединяет все, это и целый космос, и пылинка во вселенной.
Пыль – это еще и культурный слой. Есть цифровая пыль. Это бесконечный информационной шум, есть звуковая пыль, которую мы не замечаем, постоянный фон, который превращается в монотонный.
Звук
Помимо визуального образа города есть еще и звуковой, и мы записывали просто разные звуки улицы. Мы живем и даже не замечаем их, они привычны для нас – взлет самолета, проезжающие машины, шум метро. И это для горожанина естественная среда, некоторые люди, оказавшись на природе, начинают чувствовать себя некомфортно во внезапной тишине.
В нашем проекте мы создали особое звучащее пространство. Мы заставляем звучать предметы и транслируем звук через них. История с звучащей поверхностью очень интересная. Новосибирск точно не сталкивался еще с такой работой. Это вообще чистый экспириенс.
Искусственный интеллект
Мы использовали нейросеть, искусственный разум, который обрабатывал нашу информацию и рассматривал нас как определенный культурный слой. Он общается со зрителем через голос, который синтезирован из тысяч голосов и порой непонятно – то ли он с сарказмом говорит, то ли это просто среднестатистический, холодный тон.
Возвращаясь к поиску лица города – все, с кем мы общались, однако сходятся во мнении, что город находится на пороге самоидентификации. Еще чуть-чуть и этот тип новосибирца появится. Поскольку сейчас уже люди не стремятся обязательно уехать, они живут здесь и хотят, чтобы были комфортные газоны, парки, пытаются сделать этот город лучше.
И мы в какой-то момент поняли, что главное состояние Новосибирска – это сами люди. Открытые, доброжелательные, все нам помогали, все шли навстречу, это, поверьте, не везде встретишь.
Проект получил поддержку Фонда Михаила Прохорова в рамках программы «Новый театр».
Материал подготовила Ольга Павленко
Подписаться на рассылку
status-media.com
Отправляя форму вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Добавить комментарий
Для того, чтобы оставить комменатрий вам необходимо зарегистрироваться!