Рубрики:
- Интервью
- Культура
В Новосибирске прошел международный конкурс исполнителей на духовых и ударных инструментах «Запад – Сибирь — Восток»
20.12.2022
Со 2 по 8 декабря 2022 года в Новосибирске состоялся первый международный конкурс исполнителей на духовых и ударных инструментах имени И.И. Бобровского «Запад – Сибирь — Восток», позволяющий молодым исполнителям покорять новые профессиональные вершины.
В рамках проведения конкурса журнал Status встретился с теми, чьей судьбой стала музыка, кто синтезируя события и впечатления настоящей эпохи открывает новые имена и новые горизонты в искусстве: это председатель жюри конкурса Маргарита Аунс (кларнет, Новосибирск) – декан Новосибирской государственной консерватории имени М.И.Глинки, профессор, сопредседатель жюри в номинации «Деревянные духовые инструменты» Николай Мохов (флейта, Санкт Петербург) — солист группы флейт Мариинского театра, сопредседатель в номинациях «Медные духовые инструменты» и «Классические ударные инструменты» Петр Казимир (труба, Красноярск) — заслуженный деятель искусств республики Тыва, заведующий кафедрой духовых и ударных инструментов СГИИ имени Дмитрия Хворостовского, профессор. Уважаемые члены жюри поделились своими мыслями и пожеланиями в интервью.
– Маргарита, благодаря вашему кропотливому труду, таланту организатора, высокой ответственности и любви к учащимся этот конкурс состоялся. В 2018 году проходил межрегиональный конкурс. Этот первый международный. Какую организационно-техническую работу нужно было произвести за это время и что изменилось?
– Изменилось многое. Какие-то вещи, которые проходили на региональном конкурсе, недочеты я попыталась доработать. Ну и самое главное: в 2020 году он получил статус международного и с этого времени он проходит в формате трехгодичного цикла – конкурс пианистов имени Е.М.Зингера в 2020, на струнных инструментах имени М.Б.Либермана в 2021 году и конкурс исполнителей на духовых и ударных инструментах в 2022 году. Нашему конкурсу присвоено имя И.И.Бобровского. Для меня, как для духовика, это важно. Прекрасный композитор, великолепный исполнитель – трубач, основоположник школы трубы в Сибири. Свою миссию он видел в том, чтобы собирать таланты по России. Все эти выдающиеся музыканты внесли огромный вклад в развитие Новосибирской консерватории.
– Каково количество участников конкурса, его география и формат?
– На сегодняшний день это более 300 участников. География от Владивостока до Белгорода. Есть два формата – очный и заочный. Заочников мы уже отсмотрели. Конечно, в заочном есть своя специфика и поэтому коллегиально было принято решение не отменять этот формат участия и позволить всем желающим, не имеющим возможности лично присутствовать на прослушиваниях, участвовать в конкурсе. Многим этот формат нравится. Но меня все — таки радует то, что большинство (270) конкурсантов принимают участие очно, и только четверть всех заявок (90) подана на заочный конкурс по видеозаписям.
– Как вам удалось привлечь такой звездный состав жюри и будут ли проводиться мастер классы?
– Это тема отдельного, обстоятельного разговора. Но я безмерно счастлива и благодарна, что эти люди приехали, нашли в своем графике время, чтобы участвовать в жюри. Николай Мохов – прекрасная первая флейта Мариинского театра, носитель Питерской и европейской музыкальной школы. Профессор и заведующий кафедрой духовых инструментов СГИИ имени Дмитрия Хворостовского Петр Казимир представляет наш Сибирский регион. Он не только прекрасный композитор-трубач, но и талантливый организатор. В жюри приглашен доцент Санкт Петербургской консерватории, замечательный тромбонист Максим Игнатьев. Почти все члены жюри 7 декабря будут проводить 3-х часовые мастер классы, после которых пройдет круглый стол, где будут обсуждаться вопросы по результатам прослушиваний.
– Как вы оцениваете качество современных музыкальных духовых инструментов? В подобных конкурсах часто участвуют фирмы, которые производят инструменты и даже дарят лучшим участникам. Будет ли у вас такая практика?
– Нам удалось договориться с некоторыми российскими и европейскими фирмами производителей музыкальных инструментов – это московская, чешская, французская компании. Два дня будет проходить выставка духовых музыкальных инструментов, где можно будет попробовать поиграть на них. Инструменты не из дешевых, но диапазон цен разный. Есть ученические инструменты, которые не столь дорогие. С дарением в силу разных обстоятельств в этом году не получилось, но в следующих конкурсах, я себе даю задание обязательно осуществить эту мечту. Сейчас мы даем сертификаты на ремонт инструментов.
– Что приобретают участники конкурса и какие возможности предоставит конкурс победителям?
– Прежде всего, бесценный опыт участия в подобного рода состязаниях, преодоления себя, обретения веры в свои творческие возможности. Лауреаты конкурса получают возможность выступить на сцене Новосибирского оперного театра в концертном зале Исидора Зака со Студенческим симфоническим оркестром имени И.И. Соллертинского. Почувствовать себя с оркестром везет далеко не каждому. А еще участие в конкурсе, конечно же, дает дополнительные бонусы при поступлении в консерваторию.
Жизненным ориентиром еще одного члена жюри конкурса Николая Мохова стала классика, проверенная временем. В одних сердцах рождается музыка, в других – желание дать ей быть услышанной, ведь нет ничего прекрасней, чем держать курс на далекую звезду и достигать цели.
– Когда вы поняли, что свою жизнь посвятите музыке и почему именно флейта стала вашим инструментом?
– В далеком детстве, когда среди преимущественно новостных программ я как-то случайно увидел по телевизору исполнение произведения И.С. Баха с оркестром. Какой-то флейтист играл «Шутку» И.С.Баха. Мне настолько это понравилось, что когда пришли родители, я сказал: хочу играть на флейте. Мне купили инструмент, и я начал учиться. Альтернативы не было. Только флейта и все.
– Есть ли для вас идеал инструмента, какова история вашего?
– У нас, флейтистов, инструменты развиваются по мере развития технологий, как телефоны, компьютеры и все остальное. Соответственно, появляются все новые и новые модели, которые усовершенствуются, становятся лучше по механике, по звуку и т.д. Если предоставляется возможность выбрать инструмент лучше по звучанию, мы меняем. Хотя рано или поздно где-то уже к зрелым годам останавливаемся на единственном инструменте, который нам удобен, на котором можем себя хорошо показать и который подходит под все параметры симфонической либо сольной игры. У меня были инструменты всегда японского производства. У японцев, на мой взгляд, особое отношение к звуку.
– Кто из современных исполнителей-флейтистов служит для вас авторитетом?
– В детстве, когда я развивался, были Жан-Пьер Рампаль, Джеймс Голуэй. Позже я познакомился с профессором Орель Николе. Это европейский гуру и как педагог, и как исполнитель. На сегодняшний день — Эммануэль Паю — первая флейта Берлинского филармонического оркестра, Лауреат бесчисленных премий, среди которых и премия ЮНЕСКО.
– Как бы вы охарактеризовали современное поколение музыкантов, как сейчас привлечь молодежь к хорошей музыке? Занимаетесь ли педагогической деятельностью и каковы ваши педагогические принципы?
– Новое поколение – оно как развитие вселенной. Современные дети интересные и многогранные. Они знают гораздо больше, чем мы в их возрасте. Я на пример в свои 20 лет так круто не играл. У них другой опыт, другие возможности. Как привлечь? Скажу честно, я всегда беру с собой инструмент. Очень важно, чтобы дети всегда слышали хороший чистый звук. Важно, чтобы он постоянно был у них в ушах, тогда они будут жить с ним. Когда мне говорят, что у них не получается так как у меня потому, что у них другой инструмент, я всегда говорю: «Дай мне твой», — и начинаю играть. «Конечно», — говорят они, «он лучше звучит потому, что вы на нем играли!» «Нет, это ты на нем играешь». Эту надежду нужно обязательно дарить детям! Педагогической деятельностью я занимаюсь в основном частным образом. Готовлю к экзаменам, конкурсам. Теперь что касается педагогических принципов. Я ценю, что мои ребята считают меня другом, но они точно знают, что прежде всего я для них наставник.
– Есть ли современная музыка, которую вы не любите и что слушаете для души, когда едете в машине например?
– Не могу сказать, что не люблю, скорее всего для этого просто мало времени, чтобы разобраться. В современной музыке есть свои условности, свои обозначения. Здесь нужно подумать. Может быть, в созвучии с другими инструментами она обретает какую-то новую другую краску… но как музыкант я не могу сказать, люблю или не люблю. Просто она для меня пока менее понятна. Ну а в машине, представьте себе (смеется!), слушаю радио «Эрмитаж»!
Сегодня Новосибирск вновь наполнился звучанием духовой музыки. Первый международный конкурс – не только важная веха на пути сохранения и развития музыкального образования современной России, но и патриотического воспитания. В послании к федеральному собранию еще в 2013 году президент России Владимир Путин называл Сибирь и Дальний Восток «Национальным приоритетом на весь 21 век». Данная оценка особенно актуальной стала сейчас, когда русская культура начинает правильно расставлять свои приоритеты. Об этом и не только рассказал член жюри конкурса Казимир Петр.
– Как вы оцениваете духовую школу Новосибирска, достаточно ли внимания уделяется ее развитию, и согласны ли вы с утверждением, что культура страны, региона зависит от количества и качества оркестров?
– Новосибирская школа — самая старая. Она является флагманом развития во всем сибирском регионе. Я представляю Красноярск, но мы всегда тянулись за Новосибирской школой. И те ученики, которых взрастил Иосиф Исаакович Бобровский, чье имя теперь носит конкурс, эта школа повлияла на все развитие Сибири. Что касается внимания к развитию. Есть замечательное утверждение: «Хочешь убить нацию, убей культуру». А духовая музыка – это тот пласт культуры, который работает на большие массы. И в первую очередь это воспитание патриотизма. У нас был такой период, когда мы почти все разрушили. Сейчас собираем, начинаем развивать духовое искусство. Мы сейчас находимся в стадии возрождения. В 2018 году В.М. Халилов создал духовое общество, сейчас его возглавляет М.А. Брызгалов. Они прикладывают массу усилий для поддержания именно детского духового творчества. Если мы сейчас не возьмемся за детское воспитание, у нас не будет ни среднего, ни высшего.
– Какой деятельностью вы занимаетесь больше, концертной или педагогической и насколько сейчас сложно привлечь детей к духовой музыке?
– Сейчас я больше всего работаю в Красноярском институте, занимаюсь педагогической, организационной деятельностью. Сложно ли привлечь детей? Все зависит от педагога и семейного воспитания. Радует, что сейчас много молодых педагогов, неравнодушных к своему делу. Они находят рычаги, ключики, открывают дверцы для молодых. Нужно перестраивать образовательную систему. Мы не обучаем, а предоставляем услугу, а нужно воспитывать и обучать. Мы должны искать другие способы влияния.
– У вас очень внушительный список коллективов, в которых вы успели поработать. Это поиски идеального оркестра или поиски себя как музыканта?
– Работа в разных оркестрах обусловлена тем, что я был молодой и мне было очень интересно поработать в разных оркестрах, с разными коллективами и разными дирижерами. Это был очень хороший опыт становления себя как музыканта.
Какую музыку любите, слушаете больше всего?
– Хорошую. Могу с большим наслаждением слушать Чайковского, Малера. Очень много слушаю барочной музыки. Могу послушать джаз, рок, бардовскую музыку. Мне интересно все то, что помогает сейчас в педагогике. В моем понимании современный музыкант – это мультиинструменталист, который должен досконально изучать все стили и играть любую музыку.
– Как проводите время вне музыки? Есть хобби, что-то необычное?
– Нет, все как у сибиряка – рыбалка, деревня, тайга, грибы. Все, как у обычного человека.
– Верите ли вы, что ваши ученики пройдут «по главной улице с оркестром», и что пожелаете конкурсантам?
– Конечно, они уже идут! Ну а конкурсантам пожелаю хорошего творческого волнения, ибо не волнуются только мертвые! Оно всегда предает новую окраску музыке. Надо просто подружиться с волнением и направить его в правильное русло. Я желаю конкурсантам понимания, что это всего лишь конкурс. Любой результат нужно принять, сделать выводы и не останавливаться, идти дальше. Концертмейстерам желаю хладнокровия и спокойствия, ибо они такие же соучастники, как и конкурсанты. Ну,а членам жюри хорошего беспристрастного судейства!
А нам остается только добавить, что на концерте в честь открытия конкурса, который состоялся вечером, с неоспоримой убедительностью была продемонстрирована блестящая форма, искрометная игра, совершенное владение техническими приемами, тонкий музыкальный вкус и богатая палитра красок.
Текст: Тамара Быкова
Фото: НГК им. М. Глинки
Подписаться на рассылку
status-media.com
Отправляя форму вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Внимание: комментарии у данной статьи отключены!
gate io guvenilir mi28.11.2016
I am a website designer. Recently, I am designing a website template about gate.io. The boss’s requirements are very strange, which makes me very difficult. I have consulted many websites, and later I discovered your blog, which is the style I hope to need. thank you very much. Would you allow me to use your blog style as a reference? thank you!