Рубрики:
- Интервью
- Культура
Шаман из города роз
11.10.2022
Впечатляющее произведение монументальной живописи — мурал размером более ста квадратных метров — появилось на здании в центре Новосибирска. По замыслу автора — мексиканского художника Энрике Сапата (творческий псевдоним — Трепо Паркер) гигантский портрет индейского шамана символизирует доиспанскую культуру Мексики с её тонкой связью между человечеством, природой и миром духов.
— Что вдохновляет вас в работе?
— Все мои идеи — плод моей креативности. Приступая к проекту, я осматриваю будущее рабочее место, беседую с заказчиком, а затем полностью погружаюсь в создание нового мира. Когда я начинаю рисовать, будто впадаю в своеобразный транс: люди могут разговаривать со мной, задавать вопросы, но я даже не замечаю этого, потому что нахожусь далеко — в своей собственной Вселенной.
— Какой смысл вы вложили в мурал во дворе дома на пересечении Красного проспекта и
улицы Горького?
— Это граффити, которым я занимался 22 дня, изображает индейского шамана. Через него я постарался передать магический дух Мексики. Мне нравится обращаться к культурным корням, к традициям предков. Животные, присутствующие на этом полотне, самые почитаемые в моей стране, а элементы ритуального наряда шамана отражают исконные индейские верования, в частности, трёх главных богов ацтеков, включая широко известного во всём мире сакрального птерозавра Кетцалькоатля.
— Когда касаешься мистических материй, невольно замечаешь свидетельства вмешательства в жизнь необъяснимых сил. Встречалось ли вам что-то подобное в вашей практике?
— Мне рассказали, что место, где я сейчас рисую, несколько лет назад серьёзно пострадало от пожара. Удивительным совпадением является то, что моя подобная работа — изображение шамана с культовыми животными Мексики также была повреждена огнём. Однако надеюсь, что теперь единственный огонь, который здесь будет, — это волшебное пламя мексиканской любви, согревающее сердца сибиряков. Я очень хочу, чтобы эта сотня квадратных метров настоящего искусства надолго осталась в вашем городе.
— Как вы можете охарактеризовать свой творческий путь?
— В начале моего творчества я сталкивался с многими трудностями, потому что в те времена граффити считались вандализмом, их уничтожали. Но постепенно «продолжительность жизни» моих произведений росла, мои работы стали узнавать, а меня признавать как художника. Это явно свидетельствует о том, что людям нравится то, что я делаю. Я взял в руки баллончик с краской в возрасте 12 лет и моментально понял, что это любовь всей моей жизни. От экспериментов с трафаретами, надписями и наклейками я пришёл к монументальной живописи. В целом это была трудная дорога, но уже 22 года мир граффити удерживает моё рассеянное внимание — эта культура кормит меня, оплачивает крышу над головой и заставляет меня жить на американских горках эмоций, где иногда вверх, иногда вниз, но всегда раскрашивая улицы, оживляя их, наполняя городское пространство энергией и одухотворённостью. Моя главная мечта сегодня — оставить своё искусство в городах на пяти континентах Земли.
— Стрит-арт становится признанным и популярным во всём мире. Чувствуете ли вы поддержку как художник от творческих объединений и бизнеса?
— На сегодняшний день многие организации проявляют интерес к культуре граффити и стрит-арту в целом, потому что это дерзкое и актуальное направление современного искусства. Однако художникам стоит быть осторожнее, выбирая партнёров для сотрудничества. Есть организации, которые помогают граффитистам и продвигают их проекты безвозмездно, а есть те, кто требует за это деньги или пытается нажиться на свободном творчестве. Со мной успешно сотрудничали такие бренды, как BMW и Dolce and Gabbana, правительства восьми стран обращались за моей помощью в реализации своих социальных проектов. На сегодняшний день половина Мексики и множество городов разных стран мира, включая Россию, знакомы с моим искусством. В Новосибирск меня пригласил ресторатор Даниил Прицкау, которому принадлежит кафе мексиканской кухни New Mexico. По его словам, во дворе здания, где находится новый мурал, также должно появиться ещё одно заведение в мексиканском стиле.
— Вы презентовали выставку фотографий своих муралов «Шаман из города роз» в Государственном концертном зале имени Арнольда Каца. Как часто вы устраиваете экспозиции снимков своих работ?
— До сегодняшнего дня я отказывался от проведения персональных выставок, считая, что стрит-арт не должен покидать улицу. Это первая выставка, и она состоит из 32 фотографий моих самых актуальных работ за последние годы. Разные фотографы помогли мне запечатлеть мои произведения и передать стиль и атмосферу нашей национальной культуры. Я надеюсь, что эти фотографии понравятся сибирякам, потому что в каждой картине содержится частичка огромной любви. Многие мексиканцы, в том числе и я, искренние фанаты российских художников и русского искусства. Я уже два раза приезжал в Россию, и меня всегда тепло принимали. И, конечно же, я очень рад тому, что у меня появилась возможность приехать в ваш город — фактически оказаться на другом конце мира, вдали от Мексики и моего родного города Гвадалахары. Несмотря на трёхдневный перелёт и двенадцатичасовую разницу во времени, я не могу сдерживать радость от встречи с Сибирью.
— И какие у вас впечатления от столицы Сибири? Не слишком ли у нас серо?
— Новосибирск — красивый город, мне кажется, что тут живут очень талантливые люди и здесь им комфортно. Но я считаю, что в современных городах должны активнее поддерживать уличное искусство. В городах очень много свободных пространств и поверхностей, на них необходимо рисовать. Наш мир — это пустая стена, которую нужно заполнить граффити.
Текст: Софья Колотова
Фото: Трепо Паркер
Свежие статьи
Подписаться на рассылку
status-media.com
Отправляя форму вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Внимание: комментарии у данной статьи отключены!