Рубрики:
- Интервью
- Культура

Наталья Ярославцева: «Культура — барометр настроения народа»
14.12.2020
Региональное министерство культуры прорабатывает механизмы конкурсных и грантовых процедур для поддержки творческих инициатив частных лиц, некоммерческих организаций, общественных организаций и творческих союзов. Но срочные задачи не отменяют глобального переосмысления подходов к работе профильного министерства, рассказала Status министр культуры Новосибирской области Наталья Ярославцева.
— Посыл «Каждая идея — ценность» вдохновляет творческих людей. А кто отбирает претендентов на получение грантовой поддержки?
— Порядок и условия предоставления грантов мы в настоящее время прорабатываем, чтобы запустить уже в следующем году. В состав комиссии по предоставлению грантовой поддержки войдут мощные эксперты, безупречные профессионалы, которые улавливают идеи, витающие в воздухе, рассматривают инициативы. Они могут лежать в области культуры и искусства, креативных индустрий, артхауса, дизайна, архитектуры, моды. Затем начинается разработка проектов под самые крепкие идеи и направления. Подчеркну, нам интересны все — государственные и частные учреждения, общественные организации.
— Пандемия серьёзно подкосила наши учреждения культуры — и государственные, и частные. Кого сегодня спасаете в первую очередь?
— Отмечу, что мы не делим в этой ситуации театры и музеи на «свои» и «чужие». Областное правительство поддерживает учреждения культуры — и государственные, и частные — в форме субсидий на конкурсной основе. Музеи, галереи и театры в первую очередь.
Период пандемии стал для многих культурных учреждений временем генерации идей, они придумали интересные проекты. Областное правительство в лице министерства культуры подобные инициативы видит, оценивает, финансирует.
Так, в рамках национального проекта «Культура» субсидией поддержана IV Межрегиональная художественная выставка «Красный проспект. #Победа!», выделены средства на реализацию проекта «Деревня» театра «Понедельник выходной».
В рамках конкурсного отбора на реализацию в Новосибирской области творческих проектов в сфере музейной и выставочной деятельности, связанных с региональной исторической и патриотической тематикой, оказана поддержка таким проектам, как передвижная выставка «Живы и веселы» Сибирского музейного агентства, издание каталога работ «Серафим Иванович Колев — художественная летопись Победы» АРТ-Центра «Красный», «200 фронтовых писем» Культурно-Исторического центра «Интеграл 2.0», «Ратная слава России» Сибирского Рериховского общества.
— Этой весной вновь остро зазвучала тема необходимости персональной поддержки выдающихся музыкантов, художников, мастеров. Какие решения вы видите сейчас?
— У нас существует понятие стипендии, однако мы уже обсудили с губернатором, что это слово не совсем точное. Оно уместно, когда речь идёт о молодых талантах, но не в случае с маститыми маэстро или состоявшимися художниками. Ещё в дореволюционной России существовала традиция поддерживать художников и музыкантов государственными заказами. Мы готовы вспомнить об этом. К примеру, наш сибирский «левша» Владимир Анискин мог бы сделать уникальные произведения к юбилею области, получив на эти цели специальный грант. Пока мы обсуждаем с губернатором то, как именно назвать эти персонифицированные поддерживающие выплаты.
Культура — это то, что пронизывает всё наше существование, кем бы мы ни работали, где бы ни жили.
Отмечу, что в прошлом году министерство культуры Новосибирской области учредило премию для молодых деятелей культуры и искусства Новосибирской области имени заслуженного деятеля искусств Российской Федерации А. А. Людмилина. Ежегодно присуждается премия имени братьев Заволокиных «За достижения в сохранении и развитии традиционной народной культуры».
— Мы начали с частностей, с информационной повестки, но интересно и ваше глобальное видение задач на посту министра культуры области. Какова стратегия?
— Задача управленца — создавать условия. Всё. Я должна установить климат, при котором всё расцветёт. Каким образом идти к этой цели — другой вопрос. К примеру, Кузбасс, Сочи и Калининград представили федеральному правительству концепцию культурных кластеров. Интересно, занимательно, ресурсоёмко. Однако Новосибирская область действует совершенно по другим принципам. У нас есть три аспекта, которые априори делают нас культурной столицей Сибири и не позволяют передавать этот статус другим городам: театральный институт, консерватория и университет архитектуры и дизайна. Благодаря наличию этих трёх вузов, Новосибирская область всегда будет иметь приток талантливой молодёжи со всего Сибирского федерального округа.
— Но у каждого из этих вузов есть, как минимум, одна глобальная нерешённая проблема.
— Совершенно верно. Консерватория, как многие другие вузы, нуждается в усилении материальной базы и преподавательского состава, Университет архитектуры и дизайна — в современных общежитиях. У театрального института было недостаточно площадей. Последнюю проблему губернатор решил, приняв решение о покупке для этих целей ДК «Энергия». В театральном институте мы сейчас, кстати, открываем две новые специальности: продюсирование и звукорежиссура. Вся Сибирь умоляет нас об этом — учиться негде этим невероятно востребованным специальностям.
— Вот мы и подошли к теме недостаточного финансирования культуры в регионах. Насколько часто вам приходится высказываться на этот счёт?
— Давайте, наконец-то, перестанем говорить о культуре, как об отдельно стоящем здании. Культура — это то, что пронизывает всё наше существование, кем бы мы ни работали, где бы ни жили. Человек пашет поле на тракторе и напевает что-то, бабушка рассказывает сказку внуку, молодые ребята собираются и проводят чемпионаты по современным танцам: это всё — культура, это всё — барометр настроения народа. Культуру сегодня создают и двигают не те, у кого в трудовой книжке написано «работник культуры» или в дипломе — «художник». Нам нужно, чтобы культура и творчество Новосибирской области развивались внутри каждого, а мы, повторяю, давали инструмент. Задача грамотного управленца в сфере культуры — не стоять с протянутой рукой, а видеть возможности сотрудничества с частным капиталом, интеграции в федеральные программы, проекты фондов.
— Как это выглядит на практике?
— Сотни примеров и идей. К примеру, в рамках проекта Академгородок 2.0 мы можем превратить существующий Историко-архитектурный музей под открытым небом в современнейший краеведческий комплекс с экспонатами в стеклянных витринах, по которым можно ходить. Заметьте: не создаём ничего с нуля, а привносим современнейшие технологии музейного дела в оформление существующего музея.
Или, к примеру, совсем недавно общались с главой Маслянинского района, где успешно развивается туристический кластер. Родители, приехавшие покататься на лыжах, с удовольствием отведут днём маленьких детей в комнату для малышей. Но родители сегодня осознанные, они не хотят, чтобы ребёнок сидел три часа у телевизора. А почему бы не предложить студентам-кукольникам организовать там выездные спектакли для детей? Вполне можно считать экономику такой интеграции. Кто-то из ребят может вести этот проект, как свой собственный бизнес. Но в плюсе абсолютно все.
Эти два проекта, о которых я говорю, совершенно не равнозначные, но они ярко иллюстрируют сегодняшний принцип развития культурных проектов во всём мире — интеграция в уже существующие системы, улучшение этих систем.
— То есть культура не просит, а даёт?
— Совершенно верно. Во всём мире экономика креативных индустрий — это про новые рабочие места, про изменение статуса территорий, про новые потоки туристов, про привлечение инвестиций. Культура должна заполнять все свободные лакуны, использовать любую пустующую площадку.
Кстати, именно этот посыл мы сейчас реализуем вместе с нашим кинозалом «Синема» на базе учреждения «Центр креативных индустрий». Он станет своего рода штабом. Мы хотим показывать необычное, немассовое кино в шикарных актовых залах новых школ в «Стрижах», в «Чистой Слободе». Там есть прекрасные экраны, удобные кресла, и вся эта инфраструктура пустует вечерами. Почему бы не переговорить с Роспотребнадзором о том, как разделить потоки школьников и взрослых, приходящих на сеансы? У нас в семи новых новосибирских школах есть такие залы. Это огромный ресурс.
«Задача грамотного управленца в сфере культуры — не стоять с протянутой рукой, а видеть возможности сотрудничества с частным капиталом, интеграции в федеральные программы, проекты фондов».
В области тоже проблемы с залами нет. К примеру, в Криводановке шикарный зал на 500 мест. И туда можно хоть завтра отправиться с каким-либо мероприятием или концертом. Но где ночевать? Нужна гостиница. Вот и выходит, что нужно отнюдь не для культуры инфраструктуру строить — она есть. Нужно совершенно по-другому мыслить начинать.
— Насколько сегодня бизнесу, с вашей точки зрения, интересно находиться в связке с культурой?
— Пока мы ходим к бизнесу с протянутой рукой, мы ему неинтересны. Тут есть три причины, почему бизнес может участвовать в культурных проектах. Первая — политика; вторая — попросила жена, подруга, друг; третья —это, конечно, реклама. Самые жизнеспособные конструкции создаются там, где культура и бизнес действуют в единой связке. К примеру, у нас есть центр «Евразия», который вполне может создать англоязычный сайт, вступить в сообщество евразийских неправительственных организаций и сотрудничать с театральными и музыкальными коллективами из Южной Кореи, Японии, Китая. И, допустим, гостиница «Евразия» поддерживает этот проект и получает через него туристов, которые в этой гостинице живут. Это ситуация, при которой культура создаёт потоки, на которых бизнес может зарабатывать.
— Сегодня мы часто слышим, что главное преимущество Новосибирска — его географическое положение. Насколько это значимый фактор для сферы культуры?
— Вы знаете, для нас, как и для бизнеса, географическое положение Новосибирска — огромный плюс. Мы сейчас прорабатываем возможность использовать его на 100%. Только представьте, что из Парижа в Гонконг через Новосибирск летит какой-нибудь величайший скрипач или маэстро и, допустим, 72 часа он имеет право находиться в нашем городе без визы. Представляете, какой это ресурс для культурной жизни города? Мастер-классы, встречи, концерты. Я хочу, чтобы мы стали полноценным перекрёстком культур. Это наша миссия по праву нахождения в этой уникальной точке Земли.
— Находит эта идея отклик?
— Она в корне меняет подходы людей. Мне подтвердил это главный дирижёр Новосибирского академического симфонического оркестра Томас Зандерлинг. Мы с ним каждый день переписываемся, делимся идеями. Когда я озвучила ему эту мысль о перекрестке культур, он написал: «Вы меня заставили переосмыслить концепцию мероприятий к юбилею области. Я думал в привычном ключе о музыкантах из Англии и Германии, но сейчас из головы не идут Япония и Китай». Понимаете, о чем это говорит? Мы находимся на стыке всех путей, это наша уникальность, наша золотая жила. Мы эту мысль до конца ещё не прочувствовали, а через культуру это осознание придёт быстрее.
Ярославцева Наталья Васильевна
Родилась 13 мая 1959 года в поселке Чернышевка Анучинского района Приморского края.
В 1980 году окончила гуманитарный факультет НГУ.
С 1980 по 2008 год прошла профессиональный путь от учителя до директора Гимназии №10 Новосибирска.
В 2008 году назначена руководителем департамента культуры Новосибирской области.
С апреля 2010 по сентябрь 2013 года возглавляла министерство культуры Новосибирской области.
С 2015 по 2020 год занимала должность директора Новосибирского института мониторинга и развития образования.
8 июля 2020 года вновь назначена на должность министра культуры Новосибирской области.
Профессиональная и общественная деятельность Натальи Ярославцевой отмечена знаком «Отличник народного просвещения».
Текст: Юлия Дорн
Фото: Сергей Мордвинов
Подписаться на рассылку
status-media.com
Отправляя форму вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Добавить комментарий
Для того, чтобы оставить комменатрий вам необходимо зарегистрироваться!