Рубрики:
- Культура
Начало главного театра Сибири
09.04.2019
Как известно, 2019 год назван в России Годом театра и это отличный повод вспомнить и рассказать историю крупнейшего театра Сибири, образ которого стал самым узнаваемым изображением Новосибирска.
Мы с детства знаем, что наш Новосибирский оперный театр открылся 12 мая 1945 года. На третий день после Великой Победы. Весь большой зал (проектировочное количество мест 2200) был заполнен. Билеты не продавались. Вход только по пригласительным. Но желающих принять участие в празднике было гораздо больше. Ходит волнующая легенда, что на площадь перед театром специально были выведены громкоговорители, транслировавшие на улицу всё происходящее в зале. Площадь была полна народу. На сцене давали «Ивана Сусанина» М. И. Глинки. Финальную песню «Славься, славься ты, Русь моя! Славься ты русская наша земля!» пели все — артисты на сцене, приглашённые в зале, народ на площади.
При этом не все знают, что первое публичное представление на сцене Новосибирского областного театра оперы и балета прошло почти на 4,5 года раньше, 25 января 1941 года. Это была лирическая опера Петра Ильича Чайковского «Иоланта» по драме Генрика Герца «Дочь короля Рене» — последнее произведение, написанное композитором за год до смерти.
Представление прошло в большом зале театра, но на авансцене, в концертном исполнении, так как работы на главной сцене ещё не были завершены, и она была закрыта «парадным» занавесом. Оперу исполнил симфонический оркестр новосибирского радиокомитета под управлением Исаака Абрамовича Тесслера, но в тот раз оркестром дирижировал заслуженный артист Казахской ССР Ниссон Адольфович Шкаровский, бывший тогда художественным руководителем Театра оперы и балета. Партию юной Иоланты исполнила Н. П. Дагаева (сопрано), короля Рене — К. И. Жуков (бас), рыцаря Водемона — А. К. Арсенюк (тенор), партию герцога Роберта — Л. Макурин (баритон). Слова из его арии «Кто может сравниться с Матильдой моей» слышали, наверное, все.
Артисты и музыканты в этом концерте только «примирялись» к новой, непривычной для них обстановке, осваивались с ней. «Чудный первенец творенья» нашего оперного смотрели около полутора тысяч строителей нового театра. Именно они стали его первыми зрителями.
Одновременно специальная комиссия тестировала акустику зала, «чтобы определить со всех ли мест одинаково хорошо слышно артистов». Прямо во время спектакля «работники искусств города» бродили по амфитеатру, ярусам, ложам, отыскивая звуковые ямы. Иногда к ним присоединялись и строители. «В недалёком будущем им предстоит не раз побывать в театре, но уже зрителями». Официальное открытие театра было запланировано на 1 августа 1941-го, но период этот растянулся на четыре с лишним долгих и тяжелейших года.
А предыстория труппы новосибирского оперного начинается задолго до этого концерта. Сибгосопера, начавшая свою работу в Омске в ноябре 1920-го и в следующем году переехавшая в Ново-Николаевск, к лету 1934-го практически перестала существовать как театральная организация. Некоторые артисты хора и оркестра были переведены на работу в областной радиокомитет, другие остались предоставлены сами себе.
15 января 1939 года, в связи с близким окончанием строительства здания областного театра оперы и балета, Совнарком РСФСР вынес постановление о создании в Новосибирске оперно-балетной труппы. В основе её были челябинские артисты, и уже 23 марта они дали первый спектакль. Но не у нас, а в соседнем Томске. У нас первый спектакль в новом здании театра планировался на 1 января 1940 (опера «Волочаевские дни»), но — увы. Труппа переехала в Иркутск, потом скиталась по сценам Новосибирска, но так и не добралась до «своего» театра.
В тяжелейший период Великой Отечественной войны, 29 июня 1942 года СНК СССР издаёт распоряжение «О достройке Оперного театра в Новосибирске». В это время пять этажей его здания были самым крупным музейным хранилищем планеты, приютившим фонды двадцати государственных музеев: Третьяковской галереи, музея изобразительных искусств имени Пушкина, музея стран Востока, музеев пригородов Ленинграда и многих других.
Здание театра включается в список первоочередных строек, а 5 февраля 1944-го правительственная комиссия принимает его в эксплуатацию. 14 мая областной Комитет по делам искусств постановляет открыть в Новосибирске хоровую и балетную студии и организовать большой симфонический оркестр. При отсутствии обязательных «доноров»: хореографического училища (открытого только в 1951 году) и консерватории (1953) руководством было решено готовить артистов самостоятельно. Начинается формирование труппы, в которой была и группа стажёров.
Театру требовался большой балетный ансамбль — не менее сотни артистов. И в феврале в газете «Советская Сибирь» публикуется объявление: «Дирекция Новосибирского государственного театра оперы и балета объявляет приём в балетную студию при театре. В студию принимаются дети (девочки и мальчики) от 9 до 11 лет и взрослые до 20 лет. Обучение бесплатное». На удивление желающих оказалось очень много. Так, в детской группе конкурс на одно место составлял четыре-пять человек. Первым педагогом студии был солист балета Дмитрий Константинович Кирсанов, а художественным руководителем Михаил Федорович Моисеев.
У взрослых многие из молодых рабочих и служащих занимались в студиях «без отрыва от производства», и перешли работать в театр после его открытия. Зачастую занятия проходили очень поздно, практически ночью. Как вспоминает артистка балета Вера Викторовна Ювачева: «Поначалу балетная труппа имела только человек десять опытных профессионалов. Остальные артисты — без школы. Приходилось учить их, как говорится, на ходу, вести занятия в студии, организованной при театре». Параллельно в театре шли занятия эвакуированного Ленинградского театрального института.
Первая труппа собиралась «с мира по нитке» — кандидаты приходили как по объявлению, так и по специальным приглашениям, «в искусство» шли по путёвкам завода, приезжали артисты, находящиеся в эвакуации.
Так из Томска приехала будущая народная артистка СССР, почетный житель Новосибирска Лидия Владимировна Мясникова, из Красноярска народный артист СССР Алексей Филиппович Кривченя, пришли в труппу народные артисты РСФСР Виталий Иванович Копылов, Арканов Вениамин Павлович, Михаил Григорьевич Киселев, Надежда Александровна Дезидериева-Буда, Наталья Михайловна Куртенер. Главным балетмейстером стал заслуженный артист РСФСР и Литовской ССР Михаил Федорович Моисеев, главным хормейстером заслуженный артист РСФСР Горбенко Евгений Павлович, музыкальным руководителем заслуженный деятель искусств РСФСР Лео Морицевич Гинзбург, главным дирижёром народный артист СССР Исидор Аркадьевич Зак.
За год руководству театра удалось собрать и создать профессиональную творческую труппу, в которой к моменту официального открытия было уже более тысячи человек, которая 12 мая 1945 года и представила праздничному городу «Ивана Сусанина».
А самая первая опера новосибирского театра — «Иоланта» — в полной версии была поставлена на его сцене лишь 22 ноября 1953 года (дирижер И.А. Айзикович, режиссер Л.Д Михайлов).
Но это уже отдельная большая история, которую досконально знал лишь один человек — Роберт Фёдорович Майер, который много лет берёг тайны самого большого, самого известного и самого загадочного здания в городе.
Сотрудник музея Новосибирска Константин Голодяев
Подписаться на рассылку
status-media.com
Отправляя форму вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Добавить комментарий
Для того, чтобы оставить комменатрий вам необходимо зарегистрироваться!