Рубрики:
- Интервью
- Культура
Браво, золотая рыбка
11.11.2024
Когда сцена становится лекарством, почему необходимо вывести под свет рампы тех, кто до сих пор оставался невидимым, и как именно этот спектакль дарит новые смыслы? На эти вопросы отвечает благотворительный спектакль «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, премьера которого состоялась 14 октября на сцене Новосибирского городского драматического театра имени Сергея Афанасьева.
Совместный проект театра и Областного центра рассеянного склероза и других аутоиммунных заболеваний при Новосибирской областной клинической больнице — это не только коллаборация искусства, медицины и благотворительности, но и уникальная постановка, где актёрами стали пациенты с рассеянным склерозом. Рождался он из тренингов с опытными профессиональными наставниками, где участники процесса осваивали основные приёмы и способы существования на сцене, и в этом процессе каждый из пациентов-актёров проявился в своей органике существования, в своей личной, индивидуальной окраске. Ну а сказка помогла им собрать свою душу, разбитую на кусочки болью и страданием, в единое целое, понять, как не остаться у «разбитого корыта», как жить в гармонии с этим миром, узнать, что они не оставлены наедине со своими проблемами, в них верят, их любят. Ведь все, кто пришёл поддержать необычных артистов, вне всякого сомнения, тоже с «диагнозом», самым верным и правильным — милосердие с непрерывным синдромом доброты, и камертон их душ настроен с ними в унисон. Благодаря этому они возвращаются в себя настоящих, становятся, как дети, предельно искренними и необыкновенно трогательными.
Что касается самой постановки спектакля «Сказка о рыбаке и рыбке», это, конечно же, высокий профессионализм всей театральной команды, великолепный пример того, как можно при минимуме декораций, дорогостоящих костюмов и прекрасной музыки благодаря гению А. С. Пушкина донести до зрителя не только сюжетную канву, но и скрытые смыслы. У каждого человека есть своя золотая рыбка — маленький символ веры в чудо, главное — очень захотеть и суметь правильно передать желание, не ради корысти, а потому что всем нам время от времени нужны чудеса как живительный глоток влаги и символ надежды на лучшее. Каждый, кто играл свою роль в этом спектакле, непременно получит свой «Оскар» от самой жизни, даже если она изменится пока только у одного участника, цель достигнута.
Сегодня арт-терапия становится важной частью лечения при рассеянном склерозе. О том, как используется этот метод, как он влияет на состояние пациентов, о его эффективности в интервью порталу журнала Status рассказал кандидат медицинских наук, заведующий Центром рассеянного склероза, врач-невролог Коробко Денис Сергеевич.
— Арт-терапией Новосибирский областной центр рассеянного склероза занимается два года. Что явилось побудительным мотивом для внедрения этого метода и как проходило его становление?
— В становлении этого метода побудительным мотивом явились два фактора. Во-первых, на этот момент был решён самый актуальный вопрос процесса терапии и можно было активно развивать процесс реабилитации пациентов. Второе — появление в нашем центре нового специалиста, невролога Марины Геннадьевны Манычкиной. Её идея начать занятия арт-терапией была мною охотно поддержана, быстро набрали группу из шести человек, и первые занятия мы начали в ноябре 2022 года. Буквально через полгода, ко Всемирному дню рассеянного склероза, который отмечается в последнюю среду мая, мы смогли показать результаты, выставив произведения наших пациентов на обозрение в больнице. В дальнейшем занятия продолжали проходить в формате изотерапии, но уже в 2023 году стало понятно, что арт-терапия — это не только рисование, и родился проект нашего театрального клуба с финалом в виде спектакля уже на сцене Городского драматического театра имени Сергея Афанасьева.
— Диагноз «рассеянный склероз» для многих приравнивается к приговору, так ли это на самом деле?
— Я могу со всей ответственностью заявить, что на сегодняшний день в XXI веке это не приговор, и мы никогда не говорим, что это заболевание обязательно приведёт к инвалидному креслу. Да, мы знаем, что это заболевание потенциально инвалидизирующее, но очень многое меняется. Во-первых, более ранняя диагностика, позволяющая изменить траекторию пациента. Сейчас доступны и широко внедрены технологии иммуномоделирующих, иммуносупрессивных препаратов, которые полностью покрываются государственной программой. Есть такая программа высокозатратных нозологий. Это действительно дорогостоящее лечение, которое полностью покрывается государством. Заявка на эти препараты делается ежегодно, и пациенты обеспечиваются ими совершенно бесплатно. Более того, продолжаются разработки новых лекарств, среди которых и наши отечественные препараты. Конечно же, появление новых препаратов не решает всех проблем, они остаются. Проблема принятия диагноза, проблема жизни с хроническим заболеванием, проблема огромного информационного поля, из которого черпают не всегда достоверную информацию, которую легко добыть. Здесь очень важен контакт с медиками, с врачами.
— Допускаете ли вы, что арт-терапия — это своего рода эффект плацебо и люди способны достигать своих целей без внешнего стимулирования, и есть ли научные подтверждения эффективности арт-терапии?
— Концепция арт-терапии сформулирована давно. Среди родоначальников этого направления относительно неврологических заболеваний, безусловно, следует назвать профессора Гусеву Марию Евгеньевну. У неё обучалась наша арт-терапевт, получив бесценный опыт и знания, чтобы продвигать этот проект. Арт-терапия — это синтез медицины, искусства и нейропсихологии. Применяется в сочетании с медикаментозными и физическими методами лечения. Мы не рассматриваем арт-терапию изолированно, поэтому совершенно точно здесь нельзя всё сводить к эффекту плацебо. Предварительные результаты мы видели уже буквально с первых занятий, иначе мы бы не развивали это направление. Более того, нами начата уже и научная работа, о результатах которой мы докладывали на одном из конгрессов, посвящённых рассеянному склерозу, проходившем в Санкт-Петербурге в 2023 году. Безусловно, такой подход имеет научное обоснование и важен для наших пациентов.
— Какие тенденции или разработки в области арт-терапии вы считаете наиболее важными на данный момент?
— На данный момент, видя эффективность метода на примере улучшения качества жизни наших пациентов, мы внимательно изучаем опыт других центров, обращаем внимание на научное обоснование тех методик, которые меньше изучены. Применительно к нашим пациентам интересно было бы говорить о танцевально-двигательной терапии, музыкотерапии, продолжим работу театротерапии, аккумулирующей в себе все виды искусства. В конечном итоге все тенденции и методики должны быть направлены на то, чтобы мы видели не только диагнозы пациентов, но и их возможности.
— Какими, по вашему мнению, наиболее важными качествами должен обладать арт-терапевт?
— Главные качества — это любовь к искусству и любовь к пациенту. Если эти качества есть, можно смело двигаться вперёд, учиться новому, видеть скрытые возможности даже там, где, кажется, их нет, вселять веру, вдохновлять. Арт-терапия — это когда боль забывается, а радость остаётся.
Ну а если говорить о научно обоснованном подходе, то очень важным качеством является ещё умение работать в команде с другими специалистами, поскольку метод арт-терапии предполагает мультидисциплинарный подход.
— Есть какие-либо ограничения для занятий арт-терапией для ваших пациентов?
— Как говорят врачи, абсолютных противопоказаний в этой методике нет, она полностью безопасная. Есть временные ограничения, когда, например, пациент находится в выраженной депрессии, тревоге. Погасив эти эмоциональные нарушения, можно уже с его согласия работать в группе.
— Прошёл спектакль с участием ваших пациентов. Каково ваше мнение о потенциале таких мероприятий и как откликаются арт-пространства города на ваши инициативы?
— Прежде всего хочется выразить огромное чувство благодарности Городскому драматическому театру имени Сергея Афанасьева, который сразу же поддержал проект. Надеюсь, что в будущем и другие арт-пространства будут откликаться на наши предложения.
Выбрали режиссёра Анну Чаленко, которая нам всем понравилась, сформировали команду, включая педагога по речи. Подготовка проходила в течение года сначала в клинике, а потом в театре. Потенциал таких мероприятий я оцениваю очень высоко. Мы получили много откликов на мероприятие и от приглашённого пациентского сообщества, и от общественности в целом. Для меня была важна оценка моих коллег-врачей, которые пришли поддержать нас. Очень трогательно было слушать мнение молодого доктора-хирурга, который, не стесняясь слёз, поблагодарил всех участников спектакля, назвав их героями. Это действительно так, потому что именно о наших пациентах можно сказать: «Когда вы сделали всё, что могли, пора начинать делать то, что не можете». У всех, кто пришёл на спектакль, произошла переоценка ценностей.
— Применяется ли терапия искусствами в бизнесе?
— Арт-терапия в бизнесе — новая область деятельности. Может применяться для успешного формирования команды профессионалов, для развития творческого потенциала сотрудников. Это хороший способ разгрузки и профилактики эмоционального выгорания и сплочения коллектива.
— Какие советы из личной практики вы могли бы дать нашим читателям?
— При любом заболевании никогда не стройте себе прогнозов в чёрных красках. Если рекомендованы обследования узких специалистов, обязательно пройдите их. Возможно, это как раз исключит неблагоприятный сценарий и снимет тревожность. Не принимайте позицию страуса: все симптомы прошли, никакого заболевания (например, склероза) у меня нет. Обращайтесь только к профессионалам. Это сохранит вам возможность радоваться жизни.
— Что заставляет вас двигаться дальше и о воплощении какого желания попросили бы вы золотую рыбку?
— Стимул для продвижения — благополучие пациентов, их хорошее качество жизни, рождённые дети у пациентов, реализовавшийся проект, работа, которая нравится… Что бы попросил у золотой рыбки? Я же врач — конечно же, здоровья всем нам, моим пациентам. Главное, чтобы, просыпаясь утром, человек не думал о нём, а всё остальное, что он имеет в жизни, — счастье. А ещё я бы попросил её о том, чтобы поскорее было разработано средство, позволяющее восстанавливать уже утраченные функции у пациентов, тем более что предпосылки к этому уже есть.
Текст: Тамара Быкова
Фотографы: Татьяна Точеловская, Евгений Никитенко
Свежие статьи
Подписаться на рассылку
status-media.com
Отправляя форму вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Внимание: комментарии у данной статьи отключены!