Рубрики:
- Life Style
- Культура
Бал-маскарад: убийство в опере
19.02.2017
В Новосибирском оперном театре состоялась премьера оперы Джузеппе Верди «Бал-маскарад» в постановке режиссера, кандидата искусствоведения Вячеслава Стародубцева. Это уже четвертая работа московского режиссера в НОВАТе,
которую с нетерпением ждали, так как его спектакли — знаковые события в театральном мире Новосибирска. О непростой судьбе этого произведения и о том, как из «Бала-маскарада» получился захватывающий триллер — в нашей статье.
Режиссер-постановщик, Вячеслав Стародубцев, уже известен новосибирской публике своими спектаклями: «Турандот»,«Аиды» и «Пиковая дама».Его работы отличаютсяконцептуальностью, эстетикой,тонким художественным вкусом и глубоким погружением в материал.Творчество Вячеслава не оставляет равнодушными и завсегдатаев-театралов, и совсем новых зрителей, пришедших в оперу впервые. Режиссер знает, на что поймать современную публику. Новаторство и «свежесть» идей уже исходит от самих заголовков и афиш. Когда видишь, что жанр спектакля оперный квест илиfashion-опера, то ноги сами несут тебя в театр. А посетив спектакль, ты убеждаешься – необычный жанр, активные промо в соцсетях и на рекламных пространствах города — не просто спланированные пиар-ходы, они действительно соответствуют заявленной художественной идее и оправдываются материалом и глубиной смыслов.
Режиссер удивил зрителей и в этот раз. Вниманию публики предстала триллер опера Джузеппе Верди «Бал-маскарад». Но вопреки ожиданиям и необычному названию жанра постановка оказалась совсем «иного рода». Как объясняет Вячеслав, в этой опере он не старался делать ничего сверхконцептуального. «После Пиковойдамы мы решили прыгнуть от минимализма к монументализму, с объемными декорациями времен Ла Скала 70-х, костюмированными сценами…Мне захотелось сделать спектакль по классическим законам высокого оперного жанра, с яркими, эмоциональными любовными дуэтами, красивыми историческими костюмами и мощными декорациями, не перегружая навороченной концепцией».
Однако все же почему триллер опера? По накалу страстей произведение действительно напоминает остросюжетный триллер. И смотрится больше не как опера, а как детективная история, когда ты, замерев от любопытства, следишь за действием и с нетерпением ждешь развязки – главной интриги спектакля! Предательство друга, роковая любовь, пророчества ведьмы, страшная смерть на пышном балу – водоворот таких событий захватывает воображение под восхитительную игру оркестра и очень трогательные вокальные партии.
Эта, 23-я по счету, опера великого композитора стала самым скандальным в свое время произведением. Она была запрещена к показу в Италии и подвергнута цензуре из-за того, что центром сюжета являлось политическое убийство. Правитель, ставший жертвой своей государственно-просветительской деятельности, великий шведский король Густав III, один из первых среди монархов издал закон о свободе слова и свободе вероисповедания. Он был одним из самых ярких правителей XVIII века и последним действительно великим королем Швеции. Сам писал пьесы для театра и основал Шведскую оперу, в которой его и убили на маскараде.
Появление оперы, написанной на сюжет французского драматурга Эжена Скриба об убийстве короля Густава, совпало с острым политическим кризисом в Европе. Накануне премьеры, которая была намечена на 1858 год, произошло покушение на Наполеона III и власти Неаполя потребовали изменить сюжет. В те годы в Италии была итак сложная обстановка. Но Верди настоял на своем и просто переместил происходящие событияв Северную Америку – в Бостон.
Вячеслав Стародубцев: «Бостон был основан бежавшими из Англии пуританами, и мне, с художественной точки зрения, показалась интересной именно эта пуританская история. Она показывает всю яркость правителя-просветителя на фоне черно-серых тонов со стороны общества, здесь есть значимый контраст, который легко считывается зрителем».
Этот осознанный ход режиссера, работает очень точно, так как на мрачном фоне темной толпы король буквально сияет.Но что за личность предстает перед нами? В своем сценическом решении режиссер создал собирательный образ монарха-просветителя в неком универсальном государстве инеопределенном времени. Это позволяет не привязываться к конкретным именам и датам, а смотреть на происходящее гораздо шире.
Сюжет этой оперы, по словам Вячеслава «безумно актуален, потому что есть узнаваемые параллели. Это история очень политическая и в то же время очень личная, так как взывает к внутреннему конфликту человека между долгом и разумом».
Вячеслав отмечает, что для него было «важно создать такой метасюжет, который бы вобрал в себя множество элементов, показал трагедию человека, влюбленного в жену своего друга, которому приходится балансировать между властью и личной жизнью».
Интересным и, пожалуй, самым значимым символом спектакля является олень и то, как обыгрывается его образ – в танце, в пластических решениях,в костюмах, в артефактах. Эта аллегория отсылает нас к легенде об охотнике Актеоне, который случайно увидел купающуюся с нимфами Артемиду. В наказание богиня обращает несчастного в оленя, которого в итоге загрызли его собственные собаки. В опере король подглядывает за ворожбой прорицательницы Ульрики, которая и объявляет ему потом приговор судьбы, очень схожий с судьбой Актеона.
Особенное внимание следует уделить художественному оформлению спектакля. Творческий союз Вячеслава и талантливой художницы Жанны Усачевой создал неповторимую атмосферу, потрясающие костюмы и декорации спектакля, которые (особенно в финальной сцене) эффектно «обрушиваются» на зрителя, неся всю мощь копившегося в течение трех актов напряжения.
Также примечательно, что режиссер сам создал презентационный буклет к спектаклю, который тоже является маленьким произведением искусства. В нем сам Вячеслав, дирижер, Дмитрий Юровский, и остальные участники спектакляпредставлены в художественных образах, будто сошедших с портретов голландских живописцев. «Спектакль получается удачным, когда продумана каждая деталь», – говорит Вячеслав. Именно эта щепетильность и внимание к деталям являются еще одной визитной карточкой Вячеслава Стародубцева.
Вообще, «Бал-маскарад» называют самой опереточной из опер — она отличается вокальным разнообразием и богатством мелодий, ее очень любят артисты. Но, как отметил Дмитрий Юровский, именно это их и привлекло – стояла задача пройти по краю жанров и не свалиться в пошлость и простоту в музыкальном плане. Это трудная дляисполнения опера Верди, так как в ней нужно соблюсти очень много стилистических моментов.И еще один немаловажный фактор, которыйпробудил художественный интерес у Вячеслава и Дмитрия к «Балу-маскараду», заключается в том, что в этом произведении очень мало штампов, поскольку эту оперу довольно редко ставят. Так что у нас есть уникальная возможность полюбоваться на столь простое и одновременно сложное произведение.
Ольга Павленко
Фото Виктора Дмитриева, Евгения Иванова
Свежие статьи
Подписаться на рассылку
status-media.com
Отправляя форму вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Внимание: комментарии у данной статьи отключены!