Рубрики:
- Life Style
- Культура
Азарт. Любовь. Трагедия.
26.06.2017
Пожалуй, этими тремя словами можно охарактеризовать «Пиковую Даму», написанную Чайковским в далеком 1890 году во Флоренции. Продолжая традиции великого композитора и вдохновленный сценическими нововведениям Мейерхольда,
режиссер-новатор Вячеслав Стародубцев показывает «Пиковую Даму» в современной интерпретации.
Status побывал на премьере оперы «Пиковая дама. Игра» в НОВАТе и увидел то, как классический материал можно представить под иным углом, превратив спектакль в игру с большой буквы.
Три единства
«Пиковая Дама» материал, безусловно, интригующий как зрителя, так и постановщика. Тот, кто создает игру на сцене, желает вовлечь в нее как можно больше участников, а тот, кто подсматривает за этой игрой – жаждет, чтобы она была бесконечной. «Пиковая Дама» в Новосибирске сделана с помощью весьма любопытного хода. Режиссер как бы говорит: «Сыграем в игру? Я сам здесь впервые, как и вы, поэтому мы будем вместе ее проходить!». И вот так, буквально взяв вас за руку, он будет вести через всю историю, которая произошла с Германом – инженерным офицером времен Екатерины.
Смысл в том, что вы будете только рады поддаться такой уловке (режиссер-то заранее знает, куда и как вести ваше восприятие) и вам непременно захочется прожить эту «партию» от начала до конца. Элемент игры в разной интерпретации присутствует во всем: в характерах, отношениях и действиях героев. Риск, как карточный, так и жизненный, чувствуется повсюду, буквально в каждой реплике или арии.
Создавать азартное чувство будут три ключевых мотива оперы, которые оказались судьбоносными для Чайковского: игра, любовь и смерть.
Игра — это основа сюжетного конфликта. Желая улучшить свое положение в обществе, Герман пускается в игру с самой судьбой и не представляет, к чему приведут его опасные увлечения и жажда выигрыша.
Любовь — это доминанта рассказанной истории. Высокое и чистое чувство подталкивает героев к безумству. Именно дуэт Лизы и Германа – переломный момент во всем спектакле, который настолько силен, что буквально пронизывает зрительское внимание, символизируя эмоциональный слом Германа и его дорогу к будущему проигрышу.
Смерть — это закономерный финал. От него не уйти героям «Пиковой Дамы», как бы они ни старались от нее спрятаться. Более того, смерть словно преследует их, предупреждая о близком конце. Музыкальный драматизм Чайковского помогают поддержать эффектные свето-проекционные решения, ибо благодаря теням и монохромной цветовой гамме некоторых сцен по спине от страха пробегает неподдельный холодок.
За семью печатями
Для того чтобы ощутить всю силу этих трех единств, Стародубцев сделал многослойное оформление, смыслы которого зритель будет распутывать как клубок во время переходов от одной картины к другой.
В первую очередь бросятся в глаза предельно минималистичные декорации. На сцене царит лишь музыка великого композитора и актеры-певцы, которые сценически воплощают весь этот музыкальный драматизм. Такое решение несомненно удалось, так как эффект присутствия значительно усиливается, когда актеры остаются буквально один на один со зрителем и единственное их оружие – их собственный голос.
Другой интересный момент – это два огромных экрана. Они дополняют и одновременно расширяют итак не маленькое пространство сцены НОВАТа. Они деликатно поддерживают актерскую игру, а зрителю буквально врезаются в память те изображения и визуальные эффекты, которые на них проецируются.
По общему настроению спектакля и устройству мизансцен видно, что режиссер намеренно пытался дистанцироваться от оперного действия и поработать с драматическим планом пьесы. Используемые здесь законы психологического театра влияют на действенную актерскую интонацию, а жесты и пластическое решение выглядят более ярко, чем обычно. Каждый человек, занятый в спектакле, работает на пределе собственных возможностей. Артисты хора (имеющие карточное наименование и масть) танцуют не хуже балетного кордебалета, актеры действительно проживают судьбу своих героев, воплощая вокальный драматизм на пределе возможностей.
Такое драматическое понимание лирической музыки Чайковского передает самое главное –эмоции, разный спектр которых способен пережить во время спектакля любой из зрителей.
Туз в рукаве
В какой-то момент может показаться, что кроме минимализма, эффекта от экранов и актерского таланта «Пиковой Даме» в НОВАТе нечего показать. Однако, Стародубцев не был бы собой, если бы не оставил туза в рукаве специально для того момента, когда зритель может подумать, что у режиссера закончились выигрышные комбинации. Авторская стилистика, работающая на стыке старого кино и драматического театра, начинает смотреться совсем по-другому, когда действие аккуратно подбирается к финалу.
Та сцена, в которой Герман поет свою знаменитую арию «Что наша жизнь? Игра!» передает великую красоту драматичной, яркой музыки Чайковского. Наполненная истинным трагизмом история обретает новые смыслы, когда под занавес на сцене остаются три порока: политика (императрица, символизирующая власть с короной), азарт (в образе Джокера) и любовь (в образе Лизы).
Финал пьесы подчеркивает, что любые наши порочные действия, так или иначе, приводят к смерти, поэтому Джокер, появляясь в начале в образе французского посла, в конце спектакля и утаскивает за собой скатерть с игрального стола, чтобы показать: каким бы полотном не накрывался стол – за все человеческие грехи всегда существует жестокая расплата.
«Пиковая Дама. Игра» — это мощный драматический спектакль, помещенный в оперную оболочку. Кажется, что в нем смешались лучшие элементы от театра: точное сочетание формы и содержания, ловкие режиссерские находки и сильнейшие голоса вкупе с проникновенной музыкой. Если вас вечером позовут на этот спектакль, непременно соглашайтесь. Такая игра точно стоит свеч.
Вячеслав Стародубцев, режиссер-постановщик: «Мы очень много играем в жизни: социальными статусами, успехом, в компьютерные игры…Чайковский, на мой взгляд, самый современный композитор. Слово игра выражено в его партитуре так мощно и ярко, что я не мог устоять и поставить свой спектакль так, чтобы на сцене все было бы закручено вокруг игры. Мне хотелось выстроить все действо на «чистом планшете», чтобы люди видели только игру актеров и слышали их голос. В этом и есть суть настоящих драматических переживаний».
Владимир Чубаров
Подписаться на рассылку
status-media.com
Отправляя форму вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Внимание: комментарии у данной статьи отключены!