Рубрики:
- Интервью
- Люди
Пер Брандт: «Новосибирск ближе к Парижу, чем к Кабулу»
14.03.2018
За неполные 10 лет работы Гёте-Институт в Новосибирске приучил к тому, что довольно часто генерирует необычные и актуальные культурные события и раз в 4-5 лет меняет руководителя. Мы дали новому директору несколько месяцев освоиться и проявить себя, и знакомимся с ним перед открытием одного из первых больших проектов — выставкой дизайна «New Olds. Классика и инновации в дизайне».
— Когда и как появился вариант для вас с работой в Сибири?
— Я уже 3-4 года работаю в структуре Гёте-Института и осенью 2017 года узнал, что попал в программу отбора руководящих кадров филиалов Гёте-Института. Но тогда ещё не было известно, где именно я буду работать. Спустя несколько недель появился вариант с Новосибирском, и я принял это предложение.
— Почему?
— По миру работают 160 филиалов Гёте-Института, и когда находишься в этой системе, это означает, что ты можешь поехать в любую точку мира практически в любой момент. Возможность вести такой образ жизни — не только сложность, но и привилегия. Оглядываясь назад, ты потом сможешь сказать, что у тебя была интересная жизнь.
Я от многих людей слышу вопрос: «Почему вы сюда поехали?», и он меня удивляет. Новосибирск — это не самое плохое место, куда можно поехать, работая в системе Гёте-Института. Всё-таки отделения организации есть в очень разных городах, по уровню, как говорится, от Парижа до Кабула. Новосибирск, как мне кажется, скорее ближе к Парижу, чем к Кабулу.
Ещё одна причина, почему я согласился поехать в Новосибирск, заключается в том, что здесь мы работаем не для одного города, но и для всей Сибири и Дальнего Востока. Такое огромное разнообразие — и географическое, и культурное — это очень увлекательно.
— Как ваши семья и близкие реагируют на такой образ жизни?
— Для начала семье пришлось понять меня и смириться с тем, что я вообще буду работать в системе Гёте-Института. Затем они узнали, что я был отобран в число тех, кто будет работать на руководящих позициях. И только после этого выяснилось, что я поеду в Сибирь, на тот момент это не было для них каким-то особенным сюрпризом. А в целом семья очень позитивно отнеслась к моему решению. Моя жена в школе учила русский язык, это стало плюсом, а остальные домочадцы сказали: «Отлично, это же возможность и для нас! Например, путешествовать, посетить Алтай, Байкал, разные части России».
Кроме того, современные средства коммуникации, такие, как Skype или Facebook — это прекрасная возможность, чтобы оставаться в контакте друг с другом. Насколько хорошо они срабатывают на самом деле — посмотрим через год-два.
— Насколько ваши ожидания совпали с представлениями?
— Я не так много знал о Новосибирске перед приездом сюда. В принципе, когда ты родом из Западной Европы ты не так много о нём знаешь. Но с первыми поисковыми запросами и чтением ссылок о городе стало ясно, насколько высокое здесь качество жизни, особенно если живёшь в центре. Прежде чем приехать сюда, я много общался со своими предшественницами (имеются в виду Юлия Ханске и Штефани Петер, руководившие Гёте-Институтом в 2009-2017 гг. — прим.авт.), и мне кажется, что Новосибирск — это город, которые недооценён в Западной Европе.
Первая ассоциация, которая возникает, когда слышишь о Сибири, — это холодно и очень далеко. Но когда приезжаешь сюда, понимаешь, что это современный, динамичный город с высоким уровнем жизни. Первое, что впечатлило здесь, это то, как жители противостоят суровому климату. Когда на улице мороз, жизнь незамирает: например, я был невероятно удивлен, когда увидел, как при температуре минус 27 градусов на горке катались дети.
Что меня поразило в Новосибирске — это то, какую ценность здесь имеет культура. Причем не только классическая, которую нам транслируют театры, музеи, филармония и консерватория, но и современная. Например, на нашей выставке «Игры и общество» осенью прошлого года собрались абсолютно разные целевые группы, начиная с молодых художников и студентов и заканчивая высокопоставленными представителями местной власти.
— Разницу в менталитетах жителей столицы Сибири и крупных городов Европы уже почувствовали?
— На самом деле менталитет людей в Новосибирске и, например, в Берлине схож тем, что и там, и тут есть очень высокий интерес к культурной сфере. Но если в Берлине уже переизбыток предложений самых разных культурных мероприятий, то в Новосибирске я, напротив, ощущаю очень большое внимание к новым вещам. Это такой своеобразный «голод», который является хорошим подспорьем для многих деятелей культуры.
Что же касается разницы, то, пожалуй, она проявляется в том, что здесь в сфере культуры достаточно сдержанно говорят о любых общественных вопросах. Критическое осмысление деятелями культуры общественных отношений на Западе уже фактически приравнивается к хорошему тону. По меньшей мере, в этом не видят ничего необычного или скандального. Мне кажется, в России сейчас все немного иначе. При том, что сам Новосибирск несет в себе традиции достаточно либерального города, чем безусловно можно гордиться.
В самые сложные времена особенно важно, чтобы на уровне культуры оставался диалог между обществами.
— В чём польза и смысл таких межкультурных обменов, что они дают обеим сторонам?
— Гёте-Институт в Новосибирске сейчас стоит на пороге перемен, и это прямо отразится на наших функциях. Традиционно у нашей организации есть три основных направления деятельности: язык, культура и информация. То есть мы транслируем актуальную картину жизни в Германии и поддерживаем международные партнерства в сфере культуры, в особенности сотрудничество актуальных российских и немецких художников. Третье направление — это язык: мы предлагаем широкую палитру курсов немецкого языка и международных экзаменов, а также поддерживаем изучение немецкого в школах и вузах.
Изначально задачей Гёте-Института был экспорт немецкой культуры, чтобы дать возможность увидеть, какие классные вещи мы делаем. Но с течением времени это изменилось, и сейчас речь идёт не столько об экспорте немецкой культуры, сколько об установлении диалога, о формате взаимного общения. Сейчас целеполагание сместилось в сторону проектов, имеющих привязку к местным реалиям. Поэтому для нас очень важно, чтобы сюда приезжали немецкие художники и видели, что здесь происходит, а российские художники могли видеть работы своих немецких коллег. И да, чтобы они работали вместе.
Но вообще-то сейчас довольно сложные времена в отношениях между Россией и Евросоюзом, да и в экономике вырастет всё больше «стен». Но именно в такие периоды важно, чтобы на уровне культуры оставался диалог между обществами. Это возможно, если деятель сферы культуры остаётся независимым от того, что происходит в политике сегодня. Мне кажется, нам это удаётся, потому что мы не являемся частью немецкого консульства. Кстати, это урок ещё со времен национал-социализма: культура должна отстаивать свою политическую независимость, чтобы оправдывать имеющееся доверие.
— С какими-то неожиданными приятными или неприятными вещами вы встретились в быту в Новосибирске?
— Может быть, для вас будет немного странно это услышать, но тот момент, который приятно удивил, это погода. Дело в том, что здесь холодно, но солнечно, а в Берлине можно месяцами не увидеть солнца, одно только серое небо.
Если говорить о том, что можно, в определенном смысле, назвать негативным опытом, это то, насколько трудно обходиться без русского языка в повседневной жизни. Когда у тебя нет никаких языковых знаний, а тебе нужно зайти в булочную или ещё куда-то, то приходится общаться руками, ногами и всем телом. Складывается достаточно забавная ситуация и определённый диссонанс между тем, насколько официальный пост я занимаю и тем, как мне приходится вести себя в быту, чтобы быть хоть как-то понятым.
— Выставка «New Olds. Классика и инновации в дизайне» стала первым крупным проектом Гёте-Института в Новосибирске, реализованным под вашим руководством. В чём её смысл, цель, задача?
— Наша выставка осмысляет, скорее, творческий, нежели рыночный потенциал современного предметного дизайна. То, как выглядит наш интерьер, всегда очень много говорит о прошлом, потому что есть некоторый конфликт между двумя этими подходами. Один подход говорит: «Я хочу всё только самое новое», а другой ностальгирует по старым вещам и предлагает окружить себя только привычными предметами. Но есть и третий подход — цитировать старое на новый лад и осмыслять наследие классики. Дизайн — это не только форма сама по себе, но и выражение некоего исторического аспекта, того, как мы обращаемся с нашим прошлым. Некоторые экспонаты на нашей выставке сделаны с потрясающим чувством юмора, потому что когда дизайнер получает свободу для экспериментов и не привязан только к функциональности предметов, возникает что-то совсем новое, и мы очень надеемся, что публика почувствует эту иронию.
— Круг интересов Гёте-Института в Новосибирске неизбежно связан с личностью директора. Каких проектов стоит ожидать под вашим руководством?
— Для меня важно, чтобы это было современное искусство, экспериментальные форматы и темы, связанные с жизнью нашего общества. Тот тренд, который будет поддерживаться не только в Новосибирске, но и Гёте-Институтами по всему миру, это, в первую очередь, цифровые проекты, такие, как прошедшая осенью 2017 года выставка «Общество и игры».
В перспективе будет больше проектов в сфере архитектуры и урбанистики. Один из поводов — это столетний юбилей баухауза в 2019 году, а вторая причина в том, что в Новосибирске очень хорошо представлена традиция конструктивизма. Нас интересует поиск общего наследия, объединяющего Германию с Россией и Новосибирском. Баухауз и конструктивизм — это две формы выражения модерна, которые до сих пор влияют на внешний облик городов. Вопросы, которые мы будем изучать, — насколько родственны эти стили, а также как они формируют идентичность городов. Кроме того, нас интересует то, как мы с этим наследием обращаемся, а также его направленность на будущее: какие ценности были прописаны в конструктивизме и баухаузе, как тенденции, заданные баухаузом и конструктивизмом, отразились в архитектуре и что было создано под их влиянием, насколько баухауз релевантен сегодняшнему дню. Эти темы мы отчасти затрагиваем и в действующей выставке «New Olds. Классика и инновации в дизайне».
Пресс-досье:
Пер Брандт
Директор Гёте-Института в Новосибирске
● До приезда в Новосибирск г-н Пер Брандт вёл культурные проекты в индийском городе Банголор.
● Создал несколько проектов для Гёте-Института в сфере искусства в общественном пространстве.
● Образование — литературоведение, учился в Копенгагене, Берлине и Париже.
● Родом из северной Германии, на границе с Данией, из области, где живут датские национальные меньшинства.
● По национальности наполовину датчанин, наполовину немец.
● Гражданин Германии и Дании.
● В Новосибирск приехал вместе с женой.
Текст: Павел Ютяев, фото: Сергей Мордвинов.
Свежие статьи
Подписаться на рассылку
status-media.com
Отправляя форму вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Добавить комментарий
Для того, чтобы оставить комменатрий вам необходимо зарегистрироваться!