Рубрики:
- Интервью
- Люди
Гюнтер РОСТ: «Неподготовленный слушатель услышит больше»
31.10.2017
Всемирно известный австрийский органист Гюнтер Рост. Status пообщался с известным музыкантом и узнал, чем Гюнтера Роста привлекает Сибирь и какое будущее у органной музыки в Новосибирске.
Гюнтер Рост родился в 1974 году в Вюрцбурге, Германия. Учился у Гюнтера Каунцингера и Мари-Клер Ален. Он был награжден многочисленными международными премиями в области музыки, среди которых Премия Баха в Лейпциге, премия на международном органном конкурсе в Далласе и Премия за популяризацию искусства от правительства земли Бавария. С 24-летнего возраста он работал в качестве педагога по органу в университете.
В 2002 году ГюнтерРост был назначен профессором в Университет музыки и театра Граца, где и в настоящее время он возглавляет факультет церковной музыки и органа, а также является главой исследовательского центра по органу. Помимо этого господин Рост являлся членом жюри международных органных конкурсов и проводил мастер-классы в Королевской академии музыки в Лондоне, в Академии имени Шопена в Варшаве, Консерватории имени Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге и Консерватории имени Чайковского в Москве.
Гюнтер Рост первым записал все органные сочинения Петра Эбена, среди которых можно выделить два Больших органных концерта в сопровождении Бамбергского симфонического оркестра.
Его дискография также включает записи сольных выступлений с произведениями Вивальди, Шопена, Дюпре и Алена. Его запись Гольдберг-вариаций Баха была оценена журналом Fono Forum, одним из ведущих классических немецких журналов с обозрениями, как «самая выдающаяся, включая версии клавесина и фортепиано».
Гюнтер Рост работал с такими артистами, как Тине ТингХельсет, Кристоф Прегардьен, Элина Гаранча и с Лейпцигским струнным квартетом.
Его хор и оркестр сотрудничают с различными исполнителями, среди которых Хор мальчиков из Винсбаха, Хор церкви Святого Томаса в Лейпциге, хор Баварского радио, Münchner Bach-Solisten, оркестр Нюрнбергской филармонии, оркестр Гевандхауса в Лейпциге, Филармонический оркестр Немецкого радио, пражский ансамбль FOK и Симфонический оркестр в Далласе.
– Господин Рост, вы уже не первый раз приезжаете в Сибирь. Чем вам так интересен наш город?
– Новосибирск – это центральный город Сибири. А Сибирь – это огромная страна. То, как здесь преподается орган, просто удивительно. Ко мне приезжают студенты из многих стран, но моя самая лучшая студентка, которая обучается у меня в Австрии, родом из Новосибирска. Здесь замечательно построено обучение органной музыке, органному исполнению. Поддерживать этот интерес своими посещениями для меня большая честь.
– Насколько отличается игра на электронном органе от игры на духовом?
– На самом деле разница между электронным органом и обычным – и очень большая, и очень маленькая. Задача электронного органа – имитировать. Задача обычного органа –передать традиции того, как это некогда исполнялось. Когда ты играешь на электронном органе, ты можешь исследовать те новые возможности, которые он дает. Наше время – это время компьютерных технологий.
– Уступает ли по звучанию орган Новосибирской консерватории европейским органам?
– В вашей консерватории очень хороший и интересный инструмент. Но, если выразиться дипломатично, мне бы очень хотелось, чтобы в ближайшее время нашлись средства для реставрации и зала, и органа. Потом что это была бы фантастическая инфраструктура и опора для города.
– Как вы относитесь к исполнению религиозной музыки в светской атмосфере, например, в консерватории и, наоборот, светской музыки в костеле? Насколько это уместно?
– Я отвечу на этот вопрос косвенно. Это очень интересный вопрос, потому что для начала надо разобраться – что такое религиозная музыка? Четких критериев оценки здесь не существует. В России и Западной Европе восприятие органа очень разное. В России орган не связан с церковными традициями, в силу того что ваша православная церковь не использует орган в богослужебной практике.
Для меня и моих студентов органная музыка – это определенный вызов и нужно каждый раз понимать: когда я играю в светской обстановке, внимание концентрируется на мне. А когда я играю в церкви, сопровождаю литургию, акцент совершенно другой. Один и тот же текст может быть совершенно по-разному прочитан в церкви пастором или в театре актрисой. Совершенно два разных восприятия.
–Для российских зрителей, как вы уже заметили, орган– не часть культурного контекста, а некая экзотика. Может ли человек прийти на концерт неподготовленным, ничего не зная о культуре Возрождения, о католической церкви?
– Совсем недавно я читал Лебона, «Психологию масс», и там было очень интересное высказывание: «Многие люди живут теми понятиями, которые они усвоили из детства, и путают это с мышлением». Та публика, которая приходит совсем неподготовленной на органный концерт, может услышать намного больше. Она слышит по-детски, наивно, и шансов понять и услышать у нее значительно больше.
– Может ли органная музыка стать такой же популярной и распространенной, как симфоническая?
– Я не прорицатель, но считаю, что у органа огромное будущее, потому что на нем исполняется музыка в созвучии со своим временем. У нас есть регистр, где есть звуки флейты, скрипки, трубы, человеческого голоса, звук морских волн. До этого был вопрос об электронном органе, и я сказал, что он способен поймать совершенно любой звук и воспроизвести его. В этой связи можно сказать, что орган был таким историческим синтезатором, который мог имитировать всевозможные звуки. Современная техника – это то, что делает орган интересным, и в связи с этим у него есть будущее.
– А теперь, если можно, несколько блиц-вопросов.
– С удовольствием.
– Вы помните тот момент, когда впервые прикоснулись к органу?
– Мне было тогда восемь или девять лет. Мой отец был музыкантом-любителем. И однажды ему пришла идея сыграть на органе Фрескобальди. Я услышал, как он это делает. Я совершенно не помню никаких деталей, но тот факт, что я здесь сижу, уже говорит о многом.
– Если бы вы не играли на органе, то на чем тогда?
– Сложно ответить. Скорее всего, дирижировал бы оркестром.
– Почему вы так любите исполнять французскую органную музыку?
– Она очень романтичная, эмансипированная. Французская музыка всегда ищет новые темы и звучит очень открыто. Ее отличие от немецкой в том, что она не пытается рядиться в монашескую рясу.
– Какими органистами восхищаетесь лично вы?
– Их немного. Но ГленнГулд, безусловно, номер один.
– Как для вас выглядит идеальный органный концерт?
– Наверное, тот, после которого слушатели в экстазе штурмуют мою гримерку (смеется).
– Каким был ваш лучший концертный опыт?
– «Страсти по Иоанну» Баха в сопровождении деревенского французского хора. Я был очень растроган этим концертом.
– Что вы делаете, когда нет возможности музицировать?
– Действую своей жене на нервы.
– Как бы вы хотели провести свой отпуск?
– Где-то очень далеко, где нет ни одного органа.
– Какие недостатки вы готовы себе простить?
– Я сам – любые. Но остальные люди могут быть более критичны.
Подписаться на рассылку
status-media.com
Отправляя форму вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Внимание: комментарии у данной статьи отключены!