Рубрики:
- Интервью
- Люди
Грациано Аричи: «Я собрался к вам, как на Северный полюс»
05.03.2018
Грациано Аричи – один из выдающихся фотографов-документалистов и архивистов культуры в Италии. В его коллекции около 1,5 миллиона фотографий, он 35 лет снимал Венецианский кинофестиваль, и в его объектив, кажется, попали все известные нам мировые звезды и деятели культуры.
В Новосибирск Грациано Аричи приезжал в рамках фестиваля итальянского кино «Из Венеции в Новосибирск», проходившего в кинотеатре «Победа», после закрытия которого он представил свою выставку «Венеция. Мировая культура в лицах». Мы поговорили с известным фотографом, который всю жизнь снимая великих людей, сам превратился в легенду.
– Какова философия и миссия фотографа?
– Нет никакой философии. Я фотографировал самых известных людей в мире и через этот процесс общался с творческими личностями, мне было интересно, как работает их творческий механизм.
– Какой опыт вы извлекли из вашей работы по прошествии лет?
– Первые 10–15 лет я фотографировал людей, которые для меня были легендой. Это мне дало возможность, во-первых, увидеть их как обычных людей, а не как абстрактных звезд. А во-вторых, за короткий промежуток съемки я научился выстраивать с ними довольно близкие взаимоотношения. Порой взаимодействие происходило даже просто через взгляд, и мы понимали друг друга.
– В чем для вас заключается красота кадра?
– Я делаю фотографии очень быстро и вижу вещи очень быстро. Я постоянно смотрю. Даже если кажется, что я ничего не делаю, я продолжаю смотреть. Даже вот в этот самый момент, пока разговариваю с вами. Оглянитесь-ка назад (Мы оглядываемся назад и видим прозрачную дверь кинокафе «Премьера», через которую открывается веранда, занесенная снегом, в то же время в стекле отражается уютное и теплое внутреннее пространство самого кафе). Я замечаю любую вещь и никогда не останавливаюсь. Делаю кадры моментально, если что-то увижу.
– Где же ваш фотоаппарат?
Достает смартфон.
– Я нисколько не шучу. Этим телефоном я сделал 700 фотографий, пока находился в Новосибирске. Я хочу сфотографировать как можно больше мест и людей, которые я вижу.
– И каковы ваши впечатления о городе, людях?
– У меня есть один дефект. Когда я говорю о чем-то, я всегда очень эмоционален. И вот говоря о Новосибирске, честно признаюсь, я был очень потрясен жителями. В холодной Сибири я нашел людей гораздо более человечных и теплых, чем, например, в Москве или Астане. Я погулял по городу – мне нравится ходить одному. Мне необходимо это, чтобы почувствовать само место и людей. И все, к кому я обращался, пытались мне помочь и понять, что я от них хочу. На фестивале и выставке я увидел деликатных, культурно развитых и подготовленных людей. Еще я увидел, что Новосибирск это город, который очень сильно развивается и растет.
– Какие у вас, как у иностранца, были стереотипы о России и Сибири?
– Лично у меня не было стереотипов. Год назад я был Москве, потом ездил в Астану. О Сибири не было никаких представлений. Первое что приходило в голову – это то, что здесь будет холодно. Но этого я здесь не увидел. Сегодня минус восемь. А я очень серьезно подготовился, привез столько одежды, что могу смело ехать на Северный полюс (смеется). То есть я был готов ко всему.
– Что общего между итальянцами и русскими?
– Вы знаете, если мы заглянем в прошлое, во времена Второй мировой войны, например, то увидим, что итальянские солдаты были отправлены в Россию, как враги, но придя в эту страну в картонной обуви, встретили русских людей, которые их спасали, согревали и помогали. Этому есть множество фактов. Итальянцы испытывали большую симпатию к русским, потому что мы не были врагами.
Итальянцы очень любят русскую культуру. Знают Тургенева, Достоевского, Чехова. Мы очень любим русскую поэзию. Евгений Евтушевский, например, очень известен в Италии, я много раз с ним встречался. У нас были теплые, искренние отношения. Я знаю как минимум десять великих русских людей, которые жили и творили в Венеции. Моим большим другом был Иосиф Бродский.
И я чувствую, что между нашими народами есть искренняя дружба и прочные отношения. Ну и не будем забывать, что Берлускони друг Путина (смеется).
– Расскажите о Венецианском фестивале. Чем отличается современный фестиваль от фестиваля 30-летной давности?
– Здесь я могу совершенно спокойно сказать: Венецианский фестиваль уже не тот. Я 35 лет снимал великих актеров и режиссеров. И это всегда было достаточно просто. После 11 сентября у всех появился огромный страх. Очень сложно сейчас установить простые человеческие отношения. Ты сейчас видишь просто проходящих мимо. И я решил больше этим не заниматься. Уже 7–8 лет я туда не езжу. Потому что во время этого фестиваля работают около 100–150 фотографов и все они делают одинаковые фотографии.
А я снимал интересно. Съемка могла внезапно состояться в отеле или на пляже. Это были более жизненные, более интимные, скажем так, кадры – ироничные, с характером. Тогда был смысл снимать живые фото. Сейчас даже сложно представить, что кого-то можно увидеть на пляже вот так запросто.
Сегодня появились охранники, и всё превратилось в условность. Все что ты можешь увидеть, так это, как звезды проходят по красной дорожке. Это вообще можно отснять в Голливуде, и им можно никуда не ездить, потому что по сути – их никто больше не видит.
Вообще, Венецианский фестиваль родился благодаря пляжу. В Венеции был огромный пляж. И самые известные люди мира приезжали туда отдыхать, как обычные люди. Именно поэтому решили сделать такой фестиваль в этом месте. И я, кстати, не говорю, что сейчас плохие фильмы. Но больше нет той атмосферы и дружеских отношений между актерами, режиссерами, фотографами…
– Знаете ли вы Элизабет Каталано? Выставка ее фотографий тоже не так давно проходила в «Победе» при участии Московского Мультимедиа Арт Музея.
– Да, знаю. Ее стиль можно обозначить, как очень гламурный стиль 60-х годов. Если вы посмотрите на мои фото, представленные на выставке, то увидите известных личностей в естественной среде их жизни. А ее фото более постановочные.
– Где вы живете и чем занимаетесь сейчас?
– Я живу во Франции. Я уехал из Венеции, потому что там стало невозможно жить. 40 тысяч туристов ежедневно – это какой-то ад. Венеция всегда давала мне возможность познакомиться с творческими интересными людьми, потому что они приезжали в этот город за вдохновением. Сартр и Бродский приезжали туда, чтобы писать.
Сейчас великие люди не приезжают в Венецию, так как этот город стал символом бардака и притона. Я уехал оттуда 7 лет назад. Сейчас у меня дом во Франции в городе Арль в Провансе. Там очень хорошее и высокое качество жизни.
Я занимаюсь съемкой портретов и так же делаю много фотографий, но мои личные работы ничего общего не имеют с портретами известностей. Их вы можете увидеть на моем сайте.
– Расскажите про свою коллекцию фотографий.
– В моем архиве 1,5 млн фотографий. Я собирал его на протяжении всей своей жизни. Это как сына иметь. Большая часть фото это то, что я сделал сам, и около двухсот тысяч это негативы и редкие печати, которые я собирал, как сумасшедший. Очень редкие фото 1800 года, которых ни у кого нет, фото различных объектов 1871 года, парижские фото, которые принадлежат правительству Парижа.
5 месяцев назад я подарил свой архив Культурному фонду в Венеции. Все фотографии отсканированы и физически находятся в этом культурном фонде. Я передал их абсолютно бесплатно, хотя стоимость этого архива очень высока.
Только представьте, в течение 15 лет я истратил около 250 тысяч евро собственных средств на то, чтобы просто сделать сканы. А я не являюсь миллионером. И, конечно, содержать такой архив сложно не только физически, но и экономически.
В 1993 году я своими руками создал первое агентство в мире, которое продавало фотографии через интернет. Я сделал этот проект на 8 месяцев раньше, чем Бил Гейтс. Но люди не были к этому готовы. Они не понимали, что такое файл. Я ходил по известным журналам, с которыми работал, а они мне говорили, нам не нужны твои файлы, нам нужна напечатанная фотография. Поэтому спустя два года мне пришлось это дело закрыть. Для меня это было дорогое удовольствие, Билу Гейтсу было проще (смеется).
– Каким способом вам нравится снимать больше – на пленку или на цифровой фотоаппарат? Не убивает ли цифровая техника какую-то поэтичность снимка.
– Поэзия делается сердцем, глазами и головой. И не важно, какой гаджет для этого используется. Вы даже не представляете, какое у меня количество фотоаппаратов всех известных марок. У меня только 20 объективов NIKON. Но не все эти устройства гарантируют хорошее фото. Фотографию можно сделать даже картонной коробкой, по типу камеры обскура. Но самое главное, что требуется – это ваша душа и сердце.
– У вас есть ученики?
– Нет. Я знаю, что такое сделать хорошую фотографию для самого себя. И у меня никогда не возникало желания делать школу фотографии. Наверное, я не в состоянии учить. И я даже не смогу объяснить, что делает фотографию хорошей. То есть я просто вижу и делаю. Но один совет могу дать: чтобы что-то снимать, нужно быть любопытным.
Посетить выставку «Венеция. Мировая культура в лицах» можно в Белом зале кинотеатра «Победа» до 15 марта 2018 года.
http://vpobede.ru/shop/white-gallery
Ознакомиться с работами фотографа можно на его сайте
Материал подготовила Ольга Павленко
Свежие статьи
Подписаться на рассылку
status-media.com
Отправляя форму вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Добавить комментарий
Для того, чтобы оставить комменатрий вам необходимо зарегистрироваться!