Рубрики:
- Интервью
- Люди
Бейбит Мухамедин: «Руководитель должен выключить сердце и взять в руки калькулятор»
23.01.2018
О том, как управлять могучим предприятием, развивать его финансово и выводить классическое искусство на новый уровень, рассказал генеральный директор Новосибирской государственной филармонии Бейбит Мухамедин.
— Вы в должности уже год, какие изменения прошли в филармонии за это время, с какими задачами вы столкнулись как руководитель?
— Пользуясь случаем, в преддверии новогодних праздников хочу пожелать всем читателям вашего прекрасного журнала, всем друзьям Новосибирской филармонии всего самого наилучшего, прекрасного настроения и исполнения всех желаний в Новом 2018 году!
Несмотря на экономический кризис, на нестабильную мировую политическую ситуацию, мы очень уверены в себе. Мы проводим глубокие маркетинговые исследования, работаем с различными слоями общества и понимаем, что будет востребовано в плане классического искусства, как продукта, в ближайшие годы.
Получив аналитические данные, я стараюсь спрогнозировать, какая будет ценовая политика стоимости билетов на концерты в ближайшие годы. Пытаюсь просчитать экономику с точки зрения стоимости барреля нефти, понять, что будет твориться на рынке ценных бумаг, каков будет уровень инфляции, и в конечном результате просчитать, сколько же слушатели смогут потратить на концерт, который у меня будет проходить, допустим, осенью 2019 года. Понимаете, это очень тонкая наука — спрогнозировать будущее предприятия.
К сожалению, наука и классическая культура пока далеки друг от друга. И сейчас многих коллег-руководителей крупнейших предприятий сферы искусства я призываю немного отойти от творчества, начать заниматься и сотрудничать с наукой. Работать с точными цифрами, прогнозами, с людьми, которые умеют это делать. Знания помогают уверенно двигаться вперед. И я знаю, куда иду, куда веду свое предприятие, понимаю, какие доходы мы принесем в будущем обществу с точки зрения финансовых и социальных активов. Неумолимо наступает новое время. Руководитель должен выключить сердце в смысле творчества и взять в руки калькулятор.
— Какое основное направление вы выбрали для развития?
— Одно из направлений, которое я сейчас развиваю, по большей части направлено на молодежь, на будущее. Многие руководители не учитывают ту ситуацию, которая досталась нам в наследство. Пять экономических кризисов в обществе, которые произошли с 80-го года до наших дней, два демографических кризиса лихих 90-х и 2000-х годов просто так не прошли для всей российской культуры, включая классическое искусство.
В 90-е годы рождаемость упала. Мы пережили кризис, дефолт. В 2000-е годы родились дети, которым сейчас по 17 лет — современное поколение. И многие родители в то непростое время, заботясь о благосостоянии и будущем своих детей, узнавая, сколько получает музыкант, говорили своим детям: «… давай, ты лучше будешь юристом, бухгалтером, стоматологом, только не музыкантом».
Получается, что большую часть молодого поколения просто убрали, не допустили к общему музыкальному образованию.
Исходя из этого, я совершенно точно знаю, что приоритетом развития классического искусства должна стать задача развития и просвещения подрастающего поколения, иначе будет поздно. Иначе через 2–3 года мы увидим у себя полупустые залы.
— Что именно вы делаете для развития молодежи?
— Мы стараемся выработать новую дорожную карту развития собственного предприятия с учетом всех аналитических выводов. Вот, например. Сейчас мы разрабатываем новый проект создания при филармонии отдельного штатного подразделения — Детской филармонии. В ней будет детский директор, детский дизайнер, детский маркетолог, детский художественный руководитель, детский художественный совет, а мы, взрослые, будем направлять, учить и в то же время учиться у нашего подрастающего поколения слышать «дыхание» новых мыслей. Эти дети будут призваны генерировать новые идеи. Дети будут играть концерты детям. Я точно знаю, что у подрастающего поколения совершенно другое мышление, другой ум, и, поверьте, — они гораздо умнее нас. Так заложено в философии развития мира.
Творческие сезоны в отличие от большинства наших коллег по стране я стараюсь строить не годовыми циклами, а как минимум на три-четыре года вперед. Вот сейчас, например, я и моя команда уже готовим планы на концертный сезон на 2019, 20, 21-й года. С 1 февраля 2018-го запустим в продажу абонементы наших коллективов на сезон 18–19-го годов.
По моему мнению и моим наблюдениям, большая часть классического искусства сейчас, к сожалению, находится в стадии стагнации и движется в тупик. Ведь многие предприятия до сих пор пользуются нормативными документами 60–70-х годов. И это не секрет. А поколение слушателей и весь мир в целом уже давно изменились. Изменилось информационное поле, поменялись технологии, изменилось окружение и его восприятие. Грубо говоря, нашему обществу, и в том числе классическому искусству, необходим жесткий апгрейд.
— Как вы привлекаете новую публику в залы?
— Мы разрабатываем новые фестивальные проекты для различных поколений слушателей, сделали большое количество новых детских абонементов. К примеру, есть отдельный проект для женщин, которые вот-вот станут мамами. Они к нам приходят на концерт, слушают красивую живую музыку, и вместе с ними будущие люди вселенной приобщаются к прекрасному. А следующий абонемент от 0 до 3. Затем есть абонемент с 3 до 7.
— Есть ли у вас социальные проекты?
— Мы напрямую работаем с институтом социальной политики, плотно взаимодействуем с детскими домами. У нас есть специальные дневные концерты для людей старшего поколения, которым по вечерам не совсем удобно ходить. В три часа дня каждый месяц проходит общедоступный концерт. В этих концертах принимают участие лучшие творческие коллективы филармонии. Люди получают полноценный продукт, только за гораздо меньшую стоимость. И эти дневные концерты пользуются у нас огромной популярностью.
— Поддерживает ли вас государство?
— Наш президент в одном из своих посланий сказал, что в период экономического и политического кризиса любое государство сможет выжить только за счет развития и поддержки искусства и культуры в целом. И в этом есть великая мудрость. Если мы будем грамотно воспитывать детей, давать им прекрасное образование, развивать их духовный мир, они никогда не пойдут на площадь протестовать, потому что им будет чем заняться. Только то государство, которое будет обладать высоким уровнем культуры населения, будет в будущем иметь огромный приоритет в мире. И поэтому культура и политика должны быть рядом, дополнять и поддерживать друг друга.
— Как у вас обстоят дела с кадрами?
— Чтобы воспитать одного музыканта, просто для того чтобы он смог начать исполнять свои профессиональные обязанности, необходимо минимум 25 лет. Музыкальная школа, училище, консерватория, магистратура — это длинный путь, я и сам через это прошел, прежде чем начать работать в оркестре Оперного театра. Мы боремся за каждого музыканта. И я стараюсь создать для них все условия, чтобы они занимались только творчеством, чтобы бытовые заботы не отвлекали их от творческого процесса.
— XII Международный Рождественский фестиваль искусств — знаковое событие в городе, расскажите о нем.
— В этом году оргкомитет придумал очень масштабную программу XII Международного Рождественского фестиваля искусств. С 7 по 24 декабря весь город просто звенел. Фестиваль проходил на театральных, музыкальных площадках, в музеях. К нам приехало много приглашенных музыкантов, которые никогда здесь не были. Наши театры также присоединились к этому проекту — «Глобус», «Красный факел», Музыкальный театр, Оперный театр, «Старый дом», Театр «На левом берегу», мы вовлекли театральный институт, Художественный и Краеведческий музеи. Более того, мы вовлекли в этот проект талантливых детей: музыкальные школы, консерваторию, музыкальный колледж, колледж культуры, хореографическое училище, художественное училище. На фестиваль к нам едут слушатели из других городов, в которых нет таких событий — это Кемерово, Томск, Омск, Барнаул, Красноярск.
Программа очень интересная — 24 декабря к нам приезжал оркестр MusicАеterna и Теодор Курентзис. Это знаковый музыкант, востребованный по всему миру, лучший специалист в области аутентичной музыки. Мы его буквально вырвали из европейского гастрольного тура.
И таких музыкантов у нас в Рождественской музыкальной программе очень много — Федор Амосов — величайший молодой виолончелист, сейчас его называют Паганини на виолончели. Элиас Файнгерш — потрясающий шведский тромбонист, он исполнял «Гамлета» на языке оригинала, читал стихи, играл на инструменте. К нам приезжал тот самый знаменитый Военный оркестр Министерства обороны Российской Федерации. Один из концертов фестиваля был благотворительный — для детей сирот, это такой хороший новогодний подарок для детей. Отдельная и интересная часть фестивальной жизни проходила в городах Новосибирской области.
— Подводя итоги, 2017 год был для вас успешным?
— Думаю, что да. Это только начало пути. В течение года я ставил много целей и задач для своей команды, проводил образовательные семинары, обучал коллег финансовой грамотности, и постепенно мои коллеги начали понимать и слышать, чего я хочу. Хорошее посещение наших залов и интерес слушателей к нашим концертам — вот первый результат этой работы. Мы поменяли фасады здания, мы сделали совсем другие афиши, мы по-другому стали позиционировать себя в социальных сетях, пересмотрели сайт. Мы стали чаще выезжать с концертами «шаговой» доступности, стремимся быть ближе к нашему слушателю, который, в силу различных причин, не может прийти к нам на концерт в наши концертные залы.
Основная задача филармонии — это просвещение. И это самое главное и первостепенное предназначение учреждения культуры. Чем больше людей будет приобщено к любому направлению искусства, тем лучше и спокойнее будет наше общество. Тем благороднее будет наше подрастающее поколение. Тем чище будет мир вокруг нас. Тем спокойнее мы будем жить и развиваться.
Беседовала Ольга Павленко
Подписаться на рассылку
status-media.com
Отправляя форму вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Добавить комментарий
Для того, чтобы оставить комменатрий вам необходимо зарегистрироваться!