Рубрики:
- Life Style
- Дом
Тонкая этика больших стилей
19.06.2017
Алексей Чернов, директор компании «Экодомика»
Частная усадебная архитектура — такой же жанр формотворчества, как дизайн одежды, легковой сектор автопрома или мебельная индустрия. И там, и тут тренд и мода — понятия принципиальной ценности.
Здание, построенное в актуальном архитектурном стиле с эффектно детализированными элементами, — обладает большей ценностью по сравнению с домом, чьи формы сугубо утилитарны.
Период между началом 2000-х и вторым десятилетием века — время буквально спрессованной стилевой эволюции: фактически на глазах одного поколения в частной архитектуре случилась настоящая вспышка эстетического многообразия. Сначала краснокирпичные замки и донжоны девяностых были окончательно погребены под грифом «архаика», потом из одноэтажной Америки внезапно-субмурно, словно трейлер книжной Элли Смит, прилетела полосатая «сайдинговая» архитектура — настолько зыбкая и пресно-безликая, что ее недолгое гостевание даже не все заметили.
Это были эпохи моно-материалов. Сначала — тотальный, пламенный культ красного кирпича, потом — такое же заполошное обожание сайдинга. Тем ярче и контрастнее третий
период — период технологического и стилевого плюрализма, увлекательного разнообразия технологий и материалов.
«В структурном смысле перемены, происходившие на отрезке нулевых-десятых, это, конечно, эволюция, — констатирует Алексей Чернов, директор компании «Экодомика». — Но предметная плотность этих перемен столь высока, что тут граница между понятиями «эволюция» и «революция» практически условно. Логика — эволюционная, динамика — революционная. И сейчас в этой сфере понятия «модный прием», «модный материал» обрели новый вес. Модное решение — это теперь не то, что предложено в ажиотажном контексте и в ажиотажном изобилии (как это было в девяностых и нулевых), а то, что обладает бесспорной
актуальностью и способностью обозначать статус. Не «понты», а именно «статус» в международном понимании этого слова.
Например, такой бесспорной статусностью обладает технология мокрого фасада — технология из разряда вечных ценностей, вернувшаяся переосмысленной и потеснившая навесные фасады — характерно «ажиотажную» технологию. Не сказать, что навесные фасады вытеснены в сферу анахронизма (как красный кирпич, к примеру) — их просто отодвинули к естественной нише, к тому ролевому объему, в каком эта технология живет в мировой строительной практике. Мокрый фасад — технология маркерная, заведомо статусная. Этакий эквивалент кашемира или меха в человеческом гардеробе.
Независимо от того, как конкретно ты относишься к меху, видя человека в шубе, ты легко считываешь его статус. Безотносительно своих убеждений. Так же и в архитектурном мире: когда видишь дом с мокрым фасадом, а особенно с тонкой колоризацией его и с интересной текстурой, ты сразу понимаешь, что здание это не из дешевых. А еще эта технология в своем нынешнем воплощении примечательна максимальной вариативностью. По большому счету, термином «мокрый фасад» мы сейчас называем лишь типизированную основу — утеплитель, сетки, сухие смеси, стартовые профили.
А уж как воплощать замысел дальше — декоративной штукатуркой или клинкерным кирпичом — это приятное поле сугубо творческого поиска — в беседе с нами или в контакте с архитектором».
Было бы упрощенчеством представлять инновационный ритм усадебной архитектуры в виде этакой битвы за престол, в которой свергнутый материал-лидер уходит в небытие. Нет, нынешняя эпоха техно-стилевого многообразия не подразумевает безоговорочной маргинализации материалов и технологий. Даже красный кирпич при всей своей одиозности порой объявляется в новейших проектах в приятно переосмысленной роли.
А вентилируемому фасаду его оттеснение с позиции «ажиотажной» технологии и вовсе, кажется, пошло на пользу. Потому что в новом, более вариативном контексте у этой технологии появились новые ролевые нюансы.
Прежде, когда вентфасады возглавляли все хит-листы, они использовались в проектах как типичное моно-решение.
То есть здание целиком облачалось по принципу totallook — по принципу, хорошо узнаваемому в одежной моде и, к слову, неоднозначно там воспринимаемому. Брюки из джинсовой ткани, куртка из джинсовой ткани, рубашка из джинсовой ткани, бейсболка из джинсовой ткани — такие примеры стилевой тотальности известны и смешны даже тем, кто к вопросам моды принципиально равнодушен. Многие здания, без затей аранжированные вентилируемым фасадом напоминали именно подобную жертву денима.
«На фасадах можно делать вентилируемые участки, — объясняет Алексей Чернов. — При правильном выборе пропорций и материалов это смотрится очень интересно и эффектно, очень обогащает образ дома. Конечно, тут большое значение имеет и материал, используемый на таком участке. Например, очень статусно и при этом интеллигентно смотрится рок-панель — камнеобразный материал из размолотого, расплавленного и вновь спрессованного базальта. Этакий эквивалент МДФ, но в камне. Интересно, что в физическом смысле являясь камнем, рок-панель обладает очень артистичной визуализацией. То есть позволяет воспроизводить буквально любые текстуры — вплоть до пород дерева.
Высококлассно сделанный дом — это не девальвируемая ценность. сначала, в новом виде, он — суперстатусная новинка, потом, за рамками архитектурной моды — обаятельный и элегантный винтаж.
Кстати, о дереве: термодоска тоже может использоваться в навесных фасадах. Термодоска — это в некотором смысле «дерево в реинкарнации». При изготовлении термодоски деревянное сырье во всех смыслах перестает быть сырьем — из него удаляются все метаболические компоненты древесины, способные своей трансформацией изменить геометрию материала. Удаляются смолы, влага. Процесс этот скрупулезный, сушится доска под присмотром точной электроники, все очень кропотливо, никаких ускоренных режимов. Но эта скрупулезность окупается без преувеличения на двести процентов — в итоге получается материал, сочетающий живой декоративный шарм, функциональность и экологичность. Это долговечный, геометрически стабильный материал. Термодоску не поведет при капризах погоды, не перекосит, не изменится рельеф фасада и косметический тонус здания».
Столь же важную маркерную роль, как и фасадные материалы, имеют и окна.
«Плохо проработанными окнами можно испортить очень эффектный, очень перспективный по пластике проект, — констатирует Вадим Аксенов, директор архитектурного бюро «АСНОВА». — Кондовая контуровка, игнорирующая пропорции и стилистику здания, грубая детализация — это все может убить готовый архитектурный образ, превратиться в ту самую дегтярную ложку в медовой бочке. Окна — это отнюдь не эквивалент пуговицы на одежде, это нечто большее, это один из важнейших пластических элементов. Словом, это не фурнитура, это анатомия. Если периметры и формы окон несоразмерны пропорциям и формам здания, антиэффект скор и очевиден. Например, на широкую монохромную кирпичную стену посадили маленькое квадратное окошко. Не получилось экспрессивной геометрии, появилась именно уродливая, нервирующая диспропорция».
К слову, культ понятий «деталь» и «детализация», хоть и воспринимается как одна из изюминок концепции «Экодомики», не является локальным изобретением, эстетско-маркетинговой прихотью. Именно здания со скрупулезной проработкой обладают наиболее долгосрочным рыночным потенциалом.
Порой он оказывается даже долговечнее архитектурного стиля, который конкретную постройку породил. Яркие примеры детализации, поднимающей здание над сиюминутной девелоперской модой, давали два великих стиля — русский модерн 1900-х и американский ар-деко 1920–30-х годов.
«Технологическая этика русского модерна и американского ар-деко — это и наш идеал, — резюмирует Алексей Чернов. — Понятно, что генерацией форм занимаются наши партнеры-архитекторы, члены нашего корпоративного архитектурного клуба. Но безупречная материализация их замыслов — это именно наша ответственность. Высококлассно сделанный дом — это не девальвируемая ценность. Сначала, в новом виде, он — суперстатусная новинка, потом, за рамками архитектурной моды — обаятельный и элегантный винтаж. И, наконец, архитектурный памятник.
Не знаю, будут ли наши объекты архитектурными памятниками — они пока для этой роли слишком юные. Но долгосрочный тонус мы в них, во всяком случае, закладываем».
Подписаться на рассылку
status-media.com
Отправляя форму вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Внимание: комментарии у данной статьи отключены!