Рубрики:
- Бизнес
- О бизнесе
Олег Кугаев: Фотографировать нужно в свое удовольствие
21.12.2017
Знаменитые четыре фотографические задачи по Лапину новосибирский фотограф Олег Кугаев дополняет еще своей, пятой – рассказать интересную историю.
Олег поделился с журналом Status, почему природу снимать интереснее, чем людей, как можно заработать с помощью фотоаппарата и зачем ему нужно поскорее поймать медведя.
– Олег, ты помнишь свои первые кадры?
– Пожалуй, нет, хотя есть снимок, где я совсем маленький кручу в руках отцовский фотоаппарат. Наверное, я уже тогда что-то снимал, но в памяти ничего не отложилось совершенно. Зато вспоминаю историю из подросткового возраста. Я тогда фотографировал на пленку и даже зимой ездил на дачу, чтобы найти всякие интересные кадры. Помню, что потратил на съемку много времени и с огромным предвкушением начинал свою первую проявку. Все шло хорошо, пока вдруг кто-то не включил в ванной свет… После этого я завязал с фотографией лет на восемь, пока на рынок не вышла первая цифровая «зеркалка».
– С тех пор ты начал заниматься рекламной съемкой, верно?
– Да. Правда, с 18 лет я больше занимался видеосъемкой. Мне повезло, что со своим увлечением к видео и фото я попал именно в рекламу, потому что выбор-то был не велик: либо снимать новости, либо свадьбы. Я же снимал, что хотел: брал продукт и работал с ним, как мне было интересно.
—Так и начался твой заработок?
—Так началась моя жизнь во фрилансе. Снимал я в основном рекламу и творческие проекты. Для меня не было особой разницы фотографировать или снимать видео, везде было интересно, только инструменты разные. С годами техника становилась проще и удобнее, а я стал еще и продюсером. Когда появляется какой-нибудь проект, я набираю команду таких же фрилансеров и делаю все от начала до конца.
– Как к тебе пришла идея уехать поснимать Италию? Ведь ты не знал итальянского, а планировал прожить там не одну неделю…
– К сожалению, рекламный продукт недолговечен. Иногда работаешь месяц, чтобы один раз показали фильм на юбилее компании и все, через некоторое время он будет уже неактуален. Я сделал очень много рекламных проектов, но в какой-то момент понял, что реклама должна занимать меньше времени в моей жизни, а больше должно быть творчества, которое будет интересно мне и людям.
После этого я собрал вещи и уехал в Италию. Я просто поддался своему желанию и уехал на три месяца туда. А каких-либо сложностей, связанных с языком не испытал ни разу. Италия – понятная и логичная страна, в которой даже с помощью языка эмоций и жестов можно выразить некоторые слова. Однажды у меня закончился интернет на покупной sim-карте, и мне нужно было ее поменять. В местном салоне связи никто, конечно, не знал русского, поэтому вокруг меня собралась толпа людей и через полчаса мы все вместе решили мою проблему.
Итальянцы вообще очень отзывчивые. Они могли подойти, увидев меня с камерой, и позвать на чашечку кофе. Так сделал один дедушка. Мы, сидя в кафе, показывали на фото свои семьи: я на русском, он — на итальянском. Отлично поговорили.
– Не хотелось ли там остаться жить?
– Нет. Италия – чудесная страна, но трех месяцев мне хватило. Там не мой темп жизни, мне нравится постоянно быть в движении, а в Италии все плавно, размеренно, люди спокойные и никуда не торопятся. Можно запросто приехать на бензоколонку и узнать, что там обед. И ты действительно будешь ждать, пока человек поест, и только потом заправишь машину.
– Что тебе захотелось снять после Италии?
– После этого путешествия я сделал выставку в Новосибирске под названием «Ключи к Италии». И потом подумал, что стоит сделать то же самое, только наоборот. В Италии примерно знают, что у нас холодно, есть балалайка да медведи, но большинство не представляет, что это за место и как люди здесь живут. В одном из местных книжных магазинов я отыскал книгу о России, в которой нашлась единственная фотография о Сибири. Это была черно-белая карточка, где на фоне ужасной пятиэтажки хрущевской эпохи бабушка продает семечки на остановке зимой. В общем, сплошная депрессия. После этого мне и захотелось показать настоящую Сибирь иностранцам.
– И какая она?
– Красивая и живая. Правда, показать ее было трудно. Город для этой выставки я снял без проблем, Новосибирск я много раз фотографировал, а вот природу предстояло увидеть через объектив впервые. Как-то повезло, наверное, что когда я только пришел снимать, неподалеку от меня оказалась лесная куница. Она вообще-то ночной охотник, а тут появилась днем и еще так смотрела на меня… А через несколько секунд на нее напала сова. Я в тот миг пережил и страх, и восторг, но кадр сделал и позже осознал, что хочу снимать природу.
– Зарабатывает ли сколько-нибудь фотограф на выставках или же только тратит?
–Я не согласен с выражением, что художник должен быть голодным. По мне так сытый и довольный он сможет натворить не меньше прекрасного.
– Ты сделал уже три фотовыставки: Италия, Индия и Сибирь. Это, безусловно, красивые места на карте мира. Такую красоту тоже надо уметь снимать?
– Тут зависит от того, что хочется запечатлеть. Для меня важно поймать свет, так как с ним работать интереснее всего. До сих пор не понимаю, как природа способна делать его настолько разным.
На съемках в Индии, где мы снимали новый сезон передачи «Все как у зверей», вся команда ночью в джунглях делала один кадр: целый час ведущая — Евгения Тимонова сидела на камне, а я совмещал свет от луны с фонариком. Когда я вижу свет – не могу пройти мимо, ищу сюжет и стараюсь создать гармоничный кадр.
Я не смотрю телевизор, а ленты в социальных сетях почти не читаю. Негатив мне черпать особо неоткуда, поэтому в своих фотографиях я нацелен на красоту. Через них мне хочется показывать позитив во всем, что нас окружает.
– Не трудно тебе тратить столько времени ради одного снимка?
– Фотографировать надо в удовольствие. Я спокойно могу встать в пять утра, сходить что-то снять и после довольным вернуться с одной-двумя фотографиями. И так с каждой моей экспедицией: я либо привожу несколько кадров, либо не привожу ничего. К примеру, вот я год потратил на поиски медведя именно в нашей области, хотя можно поехать на Камчатку, где они сытые и довольные, и без проблем всех снять. Но здесь-то интереснее! В прошлом году был хороший урожай ягоды и «наши» медведи не выходили из леса. Так что встретиться с ними мне еще предстоит.
– Ты сам осваивал технику фотографии или учился у кого-то?
– Во время моей учебы к нам приходили читать лекции прекрасные кинооператоры, у которых не было педагогического опыта. Из них приходилось знания буквально клещами тащить. Так что я начал сам все делать и постепенно понимать, как что работает. Я придерживаюсь позиции, что стоит обучаться самостоятельно, никакие мастер-классы тебя не научат. Они могут вдохновить или рассказать, как фотография сделана технически, но это все написано в инструкции к фотоаппарату. А вот как именно фотография пришла к тебе в голову и почему она получилась такой — объяснить невозможно.
Я много фотографирую сына. Мы с ним часто путешествуем, в основном на машине. Этим летом, например, проехали половину России и забрались на ледник в Горном Алтае. Это личные карточки. Все остальные фотографии я продаю или дарю и радуюсь, когда у фотографии появляется своя жизнь. Когда ими оформляют офис или квартиры — это очень приятно.
– Известный фотограф Сергей Максимишин однажды сказал, что «у каждого фотографа есть вещи, за которые ему стыдно». У тебя есть такие?
– Да, я снял свадьбу. Ко мне обратилось агентство с заказом, и я работал в тот день в своем обычном режиме: выставлял свет, старался сделать красивые кадры, которые нужно долго ставить… А людям это не надо. Им хочется праздник, шампанское, веселье и чтобы я прыгал и все это снимал. Мне было ужасно некомфортно. В итоге ни агентство, ни я не были довольны результатом, и больше я свадьбы не снимаю. Есть крутые фотографы и операторы, которые красиво снимают свадьбы и получают за это хорошие деньги. Но я лично не очень люблю суматоху со множеством людей вокруг.
– То есть тебя больше в кадрах привлекает природа?
– Верно, мне нравится показывать красоту природы, и не важно, где она проявляется. У меня сохранился интерес к работе с людьми, которые хотят показать себя без масок, которые любят себя и считают себя уникальными, но их не так много. Мне нравится снимать что-то особенное. Знаете, когда фотографируешь природу, и она открывает свои секреты, вот в тот момент чувствуешь себя нужным, и нет сомнений в том, что идешь в верном направлении.
– Расскажи, пожалуйста, еще о своем проекте, которым ты был недавно сильно занят? О чем он и сколько потребовал у тебя сил и времени?
– Это фильм про исчезнувший в дикой природе вид животных – лошадей Пржевальского. Их полностью истребили в прошлом веке и тогда же начали восстанавливать в зоопарках. Не так давно из Франции завезли шесть лошадей в заповедник «Оренбургский». Данная программа – часть международной стратегии по сохранению биоразнообразия на планете. Фильм произведен по заказу Степного проекта Программы развития ООН, Глобального экологического фонда и Минприроды России. Для меня и всей команды это был интересный и ответственный проект, я много узнал нового и практически другими глазами теперь смотрю на лошадей. В начале сентября состоялся премьерный показ фильма на Всемирном конгрессе по охране природы в США, где российская делегация представила мировой общественности первую и единственную в нашей стране программу по восстановлению популяции лошади Пржевальского. Это очень приятно, когда твоя работа выполняет такую важную миссию.
Владимир Чубаров
Подписаться на рассылку
status-media.com
Отправляя форму вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Добавить комментарий
Для того, чтобы оставить комменатрий вам необходимо зарегистрироваться!