Рубрики:
- Бизнес
- О бизнесе
Быть на высоте
12.01.2018
Как устроен бизнес знаменитого фотографа Новосибирска Славы Степанова
Имя Славы Степанова на слуху не только в Новосибирске, но и далеко за его пределами – оно превратилось всвоего рода бренд. Благодаря «мальчишеской любознательности» фотограф (известный также под псевдонимом Gelio) побывал там, где практически не ступала нога человека, и создал самый продаваемый альбом с панорамами города.
Однако сейчас, вспоминая о некоторых признаках «звездной болезни» в начале своего творчества, Степанов не считает себя коммерческим, «крутым» фотографом, говоря, что большинство проектов – следствие его личного любопытства. В этом его поддерживает коллега, директор компании GelioVostok Дмитрий Емельянов. Партнеры по бизнесу, который ориентирован на уникальную высотную и промышленную съемку, а также выпуск корпоративных фотоальбомов, рассказали Status, почему масштабность работы не мешает многое делать «просто так».
– Как образовалась ваша компания, а увлечение фотографией превратилось в бизнес?
Слава Степанов (С.С.): Я давно интересуюсь архитектурой, инженерией, а фотоаппарат стал для меня проходным билетом на крышу. Изначально я был фотографом-любителем, а работал дизайнером. Заняться съемкой профессионально вынудил кризис 2008 года, когда дизайнеры стали вообще никому не нужны. Так я начал собирать виды города и понял, что они действительно уникальны и интересны людям. Хотя я просто снимал с крыш, не придерживаясь какой-то концепции. Или, например, необычным был ранний проект о новосибирском метро. Он заключался в том, чтобы снять метрополитен в период, когда там нет пассажиров, и проследить его работу изнутри.
Когда всевозможного материала набралось много, мы с Димой (Дмитрий Емельянов – ред.), поняли – в книге фотография проживет гораздо дольше, чем в интернете.
Прошлись по книжным магазинам и сделали вывод, что горожанам и гостям Новосибирска не хватает качественного издания о городк с хорошими иллюстрациями.
Ничего не понимая в издательском деле, мы с нуля создали GelioPress (прежнее название компании GelioVostok) и выпустили первый фотоальбом «Новосибирск», который в 2011 году стал бестселлером.
– А за весь период, что вы работаете, о каких городах еще удалось издать альбомы?
С.С.: Это альбомы о Красноярске, Екатеринбурге, Казани, Москве, Челябинске, Барнауле. Сейчас в работе Нижний Новгород. Чтобы показать города во всей красе, изучаем карты, «Дубль Гисы», историю и фотографируем их в разные сезоны.
– Когда возникла потребность в сотрудничестве с московскими коллегами, и компания GelioPress стала GelioVostok?
Дмитрий Емельянов (Д.Е.): Очевидно, что промышленной и высотной съемкой в России занимается ограниченное количество специалистов. Вернее, занимаются многие, но сделать ее на качественном уровне могут единицы. Мы знаем практически всех фотографов, которые работают в этой тематике, и давно общались с Дмитрием Чистопрудовым. Это как Слава Степанов, только в Москве.
На каком-то этапе стало понятно, что дальше надо работать вместе – Чистопрудов имеет отличный опыт в фотосъемке, которого нам не хватало.
С конца 2013 года мы существуем как новая, объединенная компания. Чего-то сверхоригинального в голову не пришло, поэтому решили в названии оставить два «бренда» (Gelio и Vostok), под которыми мы были известны заказчикам в Новосибирске и Москве. Теперь можно с уверенностью сказать, что мы – одна из самых сильных команд в России в этой сфере.
– Один из источников дохода компании – съемка промышленных предприятий на заказ. О каких суммах здесь идет речь?
Д.Е.: Единого прайса на услуги у нас не существует: проекты специфические и очень индивидуальные. Немало объектов мы снимали просто «на энтузиазме» – денег ни у кого не просили, даже сами тратились на дорогу и проживание. Яркий пример – Бугринский мост, космодром «Байконур», съемки Ан-225. Если говорить о какой-то разовой коммерческой съемке, то у нас были случаи, когда могли взять за нее 10-15 тысяч, потому что нам это было попросту интересно. Однако бывают и очень сложные комплексные съемки, которые стоят в районе 100 тысяч (большие предприятия, отдаленные точки).
С.С.: Если бы мы подходили к тому, чем занимаемся, только с денежной стороны, то показывали бы многое с субъективной точки зрения. В каждом городе-миллионнике наберется около 50 бизнес-центров. Как выбрать, какой из них фотографировать? Мы не работаем по принципу «вы нам платите, а мы вас – в книжку».
В Новосибирске наиболее выигрышно смотрится «Кобра», «Крона», «Гринвич». И мы будем показывать именно их, основываясь на архитектурной составляющей.
Если бы мы подходили к тому, чем занимаемся, только с денежной стороны, то показывали бы многое с субъективной точки зрения. В каждом городе-миллионнике наберется около 50 бизнес-центров. Как выбрать, какой из них фотографировать?
Все-таки, какие предприятия и компании вы снимали на заказ?
Д.Е.: S7 Airlines, «Сбербанк», «Уральскую горно-металлургическую компанию», корпорацию«Иркут», «Западно-Сибирскую железную дорогу», «Элсиб», «Русскую медную компанию» и другие.
– Как попасть на крышу, и в чем тонкости высотной съемки?
С.С.: Как правило, я заранее знаю, какой вид открывается с той или иной высоты, и какие ракурсы я заберу с конкретного объекта. Допустим, буду снимать с четырех разных точек на одной крыше. Может быть, в процессе появится пятая-шестая – что-то, чего я никак не ожидал.
Использую обычные фотоаппараты, у меня их два. На крыше работаю одним, а на вертолете двумя сразу – там нужно быстро ориентироваться. Полет длится от одного до двух часов, и за это время нужно многое успеть. Вообще, летать над городами запрещено. И мы проводим большую административную работу, чтобы получить разрешение. Деньги не решают этот вопрос. Дело доходит даже до согласования с ФСБ. Порой, чтобы попасть на одну точку, нужно договариваться полтора месяца. И если бы эти ракурсы были легкодоступны, их бы снимали многие.
Д.Е.: Несколько раз слышал, что Славу обвиняют в наличии некоторых связей, которые позволяют ему попадать на все крыши, «лоббировать» свои проекты, и «автоматически делают его альбомы популярными». Недавно в Твиттере увидели заметку, о том, что неслучайно Степанов выпустил альбом «Новосибирск», когда здесь еще работал Толоконский. А затем и «Красноярск», ведь последний теперь губернатор Красноярского края. Надо признать, мы дарили Виктору Александровичу книгу о Новосибирске, недавно подарили и о Красноярске. Ему вроде понравилось.
Но говорить о каких-то связях – глупо. Просто если ты делаешь качественный и красивый продукт, то многие вещи решаются сами собой.
Летать над городами запрещено. И мы проводим большую административную работу, чтобы получить разрешение. Деньги не решают этот вопрос.
– Приходилось ли рисковать жизнью, добывая уникальные кадры?
С.С.: У меня за плечами уже больше 4000 крыш – были и экстремальные случаи, конечно. Однако я перестраховываюсь: есть удостоверение верхолаза, я регулярно прохожу обучение и переаттестацию.
Но вот помню, как в Екатеринбурге забрался на кран на уровне 60-го этажа. Стоял сорокаградусный мороз, никого рядом не было. Когда я грелся в кабине, зазвонил телефон. Я вышел из нее, чтобы поговорить, а дверь захлопнулась. Перчатки остались внутри. Без них я бы не спустился вниз по металлической лестнице в такой холод. Оставалось только сохранять спокойствие. В итоге каким-то чудесным образом я открыл эту дверь.
В целом, не могу сказать, что сильно рискую, и мне нужны сопровождающие. Были случаи, когда я сам ловил людей, спасая от падения.
– Какие кадры и ракурсы лучше продаются? Имеет ли, например, ночная съемка преимущество перед дневной?
С.С.: Фотографии, сделанные в вечернее время, продаются лучше. Также чаще всего я снимаю зимой – больше света. И мне нужно, чтобы средняя высота равнялась примерно 10 этажам.
Деревья, провода, рекламные щиты сильно мешают воспринимать город. Все это я удаляю в фотошопе. Целенаправленно идеализируя города, я добиваюсь открыточного, глянцевого формата. Бывает, что фотографирую архитектуру Казани, а небо беру из Хабаровска. Поначалу я выкладывал в сеть фото с минимальной коррекцией. Интереса у людей это не вызывало.
– Слава, ты считаешь себя популярным фотографом, если учесть, что о тебе действительно много говорят?
С.С.: Я думаю, что только в Новосибирске мое имя является брендом. Признаться, когда мои фото в рамках проекта о метро увидели свет, начался шквал звонков, писем, от журналистов не было отбоя. И это сделало меня хуже тогда, я перестал в какой-то момент воспринимать критику, «зазвездился». Когда среди многочисленных хвалебных отзывов появлялась парочка плохих, я искренне удивлялся и даже злился.
В то время я считал свои фотографии идеальными, а сейчас сжег бы половину.
– Фотографы разных мастей продолжают появляться. Мы не будем иронизировать, называя это модой или прихотью. Просто расскажи, как, на твой взгляд, выделиться из общей массы?
С.С.: Если говорить о себе, то я никогда не смот-рел по сторонам, предпочитал делать все с нуля. Так и получалось – методом проб и ошибок. Доходило до смешного: очень долго снимал на автомате, называя себя фотографом и продавая снимки. Заработок на съемке – это более-менее легкие деньги. Начни я в свое время снимать свадьбы, был бы намного успешнее в денежном плане. Это больше похоже на бизнес, нежели на творчество. Меня часто спрашивают: «Как стать таким, как ты?» А зачем? Мне всегда было не по себе, если я понимал, что иду по чьим-то стопам. Поэтому у меня один совет – ищите свои высоты и «крыши». Не бойтесь показывать этот мир так, как вы его на самом деле видите.
ЦИФРЫ
В год Слава Степанов спускается примерно в 20 шахт.
В рамках одного проекта фотограф намечает для съемки 50 крыш.
В мае 2014 года Славе Степанову покорилась самая высокая искусственная точка в стране – Останкинская телебашня (525 метров).
На 3 километра над Байкалом поднялся однажды вертолет с пассажиром-фотографом.
Подписаться на рассылку
status-media.com
Отправляя форму вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Добавить комментарий
Для того, чтобы оставить комменатрий вам необходимо зарегистрироваться!